ЗА ШЕСТЬ лет, прошедших после принятия новой Конституции, которая, как известно, провозгласила принципы политического плюрализма и многообразия, не было предпринято конкретных действий, которые закрепили бы в отраслевом законодательстве эти принципы. Вспомним выборы 93-го года - тогда пятипроцентный барьер преодолели 8 партий, в 95-м году - всего 4 партии. Уже тогда появилась тенденция к монополизации законодательной власти. Одной из причин стало то, что Дума со своим левым большинством сознательно не делала никаких шагов для создания гарантий многопартийности. Сейчас говорить о том, что тенденция к монополизации власти полностью утратила свое значение, нельзя, но тем не менее я оцениваю итоги нынешней избирательной кампании как весьма позитивные. Несмотря на отсутствие законодательного обеспечения условий развития многопартийности, тенденция к откату от монополии одной партии возобладала, об этом свидетельствует прежде всего возвращение в Думу правых. Но эта победа принадлежит не депутатам, которые благополучно прошли в Думу, а избирателям. Точно так же, как в 93-м году люди проголосовали за принятие Конституции, за создание Государственной Думы, Совета Федерации, так и в 99-м избиратели, опираясь на свое чувство гражданственности, выступили за развитие России по пути реальной демократии и многопартийности. Для меня это - главный позитивный вывод, который можно сделать по итогам этой кампании.
К сожалению, мы за последние шесть лет не достигли результатов на ниве создания политической системы. Единственная структура, которая успешно занимает позиции в Госдуме, - это КПРФ. Ей не нужно ни законодательства о партиях, ни совершенного избирательного законодательства. Остальные же партии-"долгожители" - и "ЯБЛОКО", и ЛДПР - демонстрируют тенденцию к снижению поддержки избирателей. Я не пытаюсь анализировать итоги выборов 99-го года через успех или поражение левых, правых или центристов, я даю оценку того, что за 6 лет работы по созданию многопартийной системы результаты невелики. Все эти годы партии были вне поля зрения государства, и, оказывается, их можно вообще не создавать - достаточно провести избирательную кампанию, как "Отечество - Вся Россия" или "Единство", и добиться неплохих результатов. Это свидетельствует о том, что избирательное законодательство нуждается в серьезной корректировке. Участие в избирательной кампании так называемых губернаторских блоков - это ответ региональной элиты на действующую избирательную систему, в которой 225 мест отдано на откуп столичным партиям. Сейчас региональные лидеры пытаются таким образом взять реванш. Очень важный вывод нынешней избирательной кампании состоит в том, что Госдума должна оценить положение дел в политической системе общества и выработать политику в этом направлении. Я убежден, что государство должно способствовать созданию условий для политического структурирования партий в регионах. Это требование вытекает из положений Конституции - необходимо создавать гражданам РФ возможности для работы в партийных структурах. Но пока государственной поддержки в этом вопросе нет. На мой взгляд, конфликт властей обусловлен во многом несовершенством действующей избирательной системы, когда большинство в парламенте у левых, а исполнительная власть имеет другой крен. Законодательная власть должна сделать для себя вывод - необходимо создать правовую основу для деятельности политических партий, и результат выборов 99-го года может стать той точкой опоры, на которой будет основано решение всех вопросов в области политического структурирования общества и дальнейшего продвижения по пути рыночных реформ.
Может быть и негативная тенденция, если нынешний состав ГД повторит те же ошибки, которые допустили ДВР, "ЯБЛОКО", РОС, НДР, все те, кто раньше участвовал в выборах. Они считали, что достаточно прийти в Думу и думать только о продлении собственного пребывания во власти. Кстати, опасность возврата к монополии по ходу этих выборов была вполне ощутима. Если бы сейчас большинство в Думе получили левые, вполне реальна была бы угроза монополии. К счастью, этого не произошло, и из этого нужно сделать правильные выводы. Избирательная кампания сейчас происходила не под лозунгом лучших программ, шла война компроматов. Этот прием используется всегда и везде, во всем мире, поэтому я бы эту ситуацию особо не драматизировал. Когда нечем козырять в отношении своих программ, тогда начинают поливать друг друга тем, что есть под рукой. Но когда до войны компроматов опускаются даже парламентские партии, тогда это кризис партийного строительства. А что касается желания самих депутатов, то помимо их личных стремлений существует и объективная необходимость, которую они не могут не чувствовать. Мне кажется, что результаты этих выборов окажут очень мощное психологическое воздействие на самих депутатов - ведь уже произошло обновление двух третей депутатского корпуса. А значит, кредит доверия исчерпан. Из "старичков" пришли только те, кто уже стал профессионалом. Из "новичков" же многие очень быстро освоят это ремесло. "Новички" пришли из регионов, они чувствуют происходящие там тенденции. Я считаю, что мы сделали серьезный шаг в сфере профессионализации парламента, и депутаты уже не смогут в своих решениях исходить только из собственных интересов.
Каждый из губернаторских блоков будет переживать определенную трансформацию - ясно, что это временный союз. Но наряду с негативными тенденциями распада этих блоков и прекращения их существования могут быть и позитивные моменты - если на базе одного из блоков, в частности блока "Единство", будет создана сильная партия или движение. Сейчас для этого есть все объективные предпосылки. Однако невозможно стабильное функционирование российских партий без лидера, в которого верят и члены возглавляемых им структур, и более широкие слои населения. Кроме того, я считаю, что важно не повторять прошлые ошибки. На предыдущих выборах та часть депутатов, которая была избрана по одномандатным округам, оказалась "подмята" под партийные фракции. Я думаю, что по результатам этих выборов есть возможность сформировать в Думе самостоятельную и независимую группу депутатов-одномандатников, которые не разбрелись бы по квартирам КПРФ, "Единства", СПС, а сохранили себя как структурную часть Государственной Думы. Одномандатники должны представлять тот электорат, который голосовал за них в округах. Да, конечно, гораздо легче к кому-то прислониться. Но правильнее и важнее создать фракцию независимых, региональных депутатов - можно их как угодно называть. Такая фракция очень помогла бы Госдуме и в решении экономических проблем, и в области политического отстаивания интересов регионов. Нельзя жить в стране, не имея избирательной системы, адекватно отражающей федеративное устройство государства. Это будет зависеть от того, как структурируется сейчас шестерка победителей, преодолевших пятипроцентный рубеж: пойдет ли процесс деления и создания дочерних структур или же партии будут представлены в том же виде, в каком прошли в парламент.
Что же касается совершенствования избирательного законодательства, то думаю, что мы уже набрали то количество материала, когда нужно остановиться, проанализировать все, а потом все это кодифицировать. Должен быть создан кодекс, в котором будут собраны все основные понятия избирательного права, если угодно, разработать общую часть всех уровней выборов и референдумов. Отчасти это уже сделано в законе о гарантиях избирательных прав. Должны быть прописаны основные этапы избирательной кампании, не должно быть норм, регулирующих конкретные выборы, регионального или федерального уровня. Дальше уже могут следовать более конкретные законы - о выборах президента, депутатов Госдумы, губернаторов, советников районных собраний. К сожалению, нынешний закон об основных гарантиях оказался перегружен регламентацией конкретных избирательных кампаний. Он в принципе не должен гарантировать ту или иную систему формирования законодательных органов. Право выбора системы принадлежит конкретному субъекту, независимо от того, на каком уровне он находится - федеральном или региональном. Сейчас существует определенный перекос в сторону федерального регулирования. Мне кажется, что эта задача должна быть решена в период после президентских выборов - именно тогда нужно проанализировать весь законодательный массив и усовершенствовать избирательное законодательство.
Я не исключаю, что по итогам выборов президента нужно провести некий опрос, который показал бы, как население относится к существующей системе, выяснил бы, кому отдается приоритет - независимым кандидатам или же кандидатам от партий. Именно народ мог бы с абсолютной точностью сказать, какой быть избирательной системе на будущих выборах. Ведь в избирательной системе произошла та же самая ситуация, что и в приватизации собственности, - большинство получили столичные партии. Стоит вспомнить, в первом указе президента по этому поводу была совсем другая трактовка - 150 мест отдавалось партиям и 300 одномандатникам. Партиям предлагалось сначала получить поддержку в регионах, а лишь потом претендовать на звание политической элиты. Не имеет смысла отказываться от пропорциональной системы, необходимо лишь изменить соотношение. И эта задача должна быть решена не через четыре года, а спустя год после нынешних выборов.
В декабре страной был пройден определенный рубеж. Мы ждали наступления нового политического века в 93-м году - сразу, с принятием новой Конституции, рассчитывали на то, что правые силы займут большинство в Госдуме. Не получилось. Ждали до выборов 95-го года - опять не получилось. Нового политического века удалось дождаться только спустя шесть лет. Я уверен, что Россия входит в новое столетие с хорошими перспективами в области политического структурирования. Я долго думал над вопросом, какие преобразования должны быть первыми в стране - политические или экономические. Многие считают, что Россия зря пошла по пути приоритета политических изменений - ведь есть довольно успешный пример Китая. Но наша страна могла разорвать оковы монополизма одной партии, которые фактически задушили все живое, только пойдя по своему пути. Для этого понадобилось десять лет - именно столько прошло с момента отмены шестой статьи Конституции. И спустя десять лет не по воле политиков, а по воле абсолютного большинства граждан, обывателей если угодно, до людей дошла истина, которую политики пытались донести еще в 93-м году. Но сейчас все общественные институты, исполнительная, законодательная власти снова должны оправдать тот вотум доверия, который им был оказан.