ЖУРНАЛИСТАМ скандально известной итальянской газеты "Коррьере делла сера" Карло Бонини и Джузеппе Д"Аванцо в августе этого года удалось то, о чем мечтают многие их коллеги. Сообщив о существовании кредитных карт президента России Бориса Ельцина и членов его семьи за рубежом, они буквально в один день сделали свою газету, вероятно, самой цитируемой если не во всем мире, то по крайней мере в нашей стране. Судя по всему, теперь российская тема не дает покоя этому тандему. Во всяком случае, накануне парламентских выборов они опубликовали пространную статью, посвященную обстоятельствам таинственной смерти основателя "Рипаблик Нэшнл Бэнк оф Нью-Йорк" Эдмона Сафры. В свойственной им манере Бонини и Д"Аванцо соединили на газетной полосе сразу несколько загадочных сюжетов, каждый из которых заслуживает отдельного расследования. Тем не менее их версия смерти влиятельного банкира вполне однозначна и не имеет ничего общего с официальной версией прокуратуры Монте-Карло.
Корреспонденты связывают гибель мультимиллионера с "Рашагейтом", ясно давая понять, что именно Сафра стоял у истоков этого грандиозного скандала. По их данным, банкир передал ФБР, а возможно, и ЦРУ ценнейшую информацию о перекачке миллиардов долларов из России за океан и их инвестировании, в частности в американскую недвижимость. Он же впервые назвал спецслужбам имя Питера Берлина и рассказал о деятельности его компании "Бенекс" в Лондоне. Более того, по данным итальянских журналистов, Сафра так же, как и Джордж Сорос, всерьез занялся разработкой плана замораживания вывезенных из России капиталов на Западе, чем фактически подписал себе смертный приговор. Слабым местом в новой сенсации "Коррьере делла сера", как и прежде, остаются источники информации. Нельзя же всерьез полагаться на признания анонимного "человека из Вашингтона" или некоего "щеголя в костюме от "Хуго Босс" и туфлях от "Феррагамо".
Однако есть в материале "Коррьере делла сера" один сюжет, который нельзя обойти вниманием. Дело в том, что миланская газета со ссылкой на "секретное досье госдепартамента США" предрекает скорый крах российского Сбербанка. Цитируя этот документ, газета указывает, что Россию ожидает "новый внутренний кризис в первые недели 2000 года, когда для миллионов российских вкладчиков может выясниться, что Сбербанк в недостаточной степени платежеспособен, если не будет по-прежнему поддерживаться Центральным банком...".
При этом журналисты ссылаются на вполне конкретную личность - Джонатана Уинера, который долгое время был близким сотрудником Строубота Тэлботта и Мадлен Олбрайт и лишь несколько лет назад покинул госдепартамент и занялся адвокатской практикой. Уинер подтверждает, что незадолго до ухода из госдепа он ознакомился с секретным документом, в котором речь шла о крупнейшем российском банке. "Новость о неплатежеспособности Сбербанка и о риске краха в первые дни 2000 года, возможно, еще более серьезного, чем в 1998 году, была доведена до сведения Лондона и Международного валютного фонда. В нынешнем положении этот банк не в состоянии гарантировать вклады российских граждан", - утверждает Уинер.
"Те, кто читал секретное досье американского госдепартамента, предпочли бы его не читать никогда. В нем содержится известие о трагедии, - нагнетает "Коррьере делла сера". - Доклад, в котором содержатся пессимистические оценки относительно платежеспособности Сбербанка, вызывает ужасные видения. Что паника может овладеть 89 регионами Федерации. Что неплатежеспособность страны на международных рынках соединится с новым кризисом внутреннего доверия. Как в августе 1998 года, когда были заморожены ГКО, как в 1992 году, когда курс рубля упал с 20 до 80 рублей за доллар и инфляция совершила сачок на 1000%".
Газета считает, что вашингтонские специалисты, занимающиеся Россией, буквально повергнуты в ужас, поскольку поставлены перед поистине дьявольской дилеммой: "Если они не раскроют пессимистических прогнозов относительно Сбербанка, уповая на поддержку российского Центробанка, они станут соучастниками этой трагедии. Если же они раскроют это, то ускорят кризис доверия в стране и тем самым будут способствовать приближению нового страшного "melt down", нового "краха".
Возможно, Эдмон Сафра не знал о драматических прогнозах американских аналитиков. А может быть, он был в курсе дела, но решил не принимать это обстоятельство во внимание, заключают Бонини и Д"Аванцо. "Естественно, при нависшей опасности внутреннего дефолта угроза зарубежному имуществу номенклатуры стала не просто угрозой, но объявлением войны. Достаточным для того, чтобы подписать "контракт на смерть"? Пришло время обратиться с этим вопросом к русским", - пишет "Коррьере делла сера".
Корреспонденты "НГ" сразу же обратились за комментариями в российский Сбербанк. Ответ был однозначен: это была "попытка дестабилизировать ситуацию накануне выборов".
Как заявил руководитель пресс-службы Сбербанка Вячеслав Корнев, по итогам текущего года "Сбербанк покажет результаты деятельности не хуже прошлогодних. Практически по всем показателям наблюдается рост: и по доходам, и по остаткам средств на корреспондентских счетах (как по физическим, так и юридическим лицам), и по платежам в бюджет. То же МНС отметило нас в числе наиболее примерных и дисциплинированных налогоплательщиков".
Однако, как полагают сторонние эксперты, дела Сбербанка могут быть далеко не столь радужны, как представляется на первый взгляд. Об этом свидетельствуют как минимум два косвенных фактора. Во-первых, Сбербанк по-прежнему остается одним из главных кредиторов правительства. По данным бывшего первого замминистра финансов Олега Вьюгина, за текущий год Сбербанк купил нерыночных бумаг Минфина на 18 млрд. руб. Понятно, что процентная ставка по этим обязательствам крайне невелика.
Во-вторых, как отмечает аналитик по банковскому сектору инвестиционной компании "АТОН" Владимир Митнев, активы Сбербанка сейчас сильно переоценены. Это происходит главным образом за счет того, что стоимость ценных бумаг, держателем которых является банк, может быть завышенной. Так, только в ГКО у Сбербанка, по оценкам Владимира Митнева, по-прежнему "висит" по меньшей мере 2 млрд. долл.
Впрочем, как полагают другие эксперты, каким бы сильным ни было негативное влияние этих двух факторов, попытка раздуть еще один скандал вокруг России вряд ли основана на одном лишь стремлении поддержать сенсационными материалами имидж газеты. Косвенным подтверждением этому может служить настойчивое требование Международного валютного фонда на проведение аудита этой кредитной организации. Ведь очевидно, что, если вдруг информация итальянской газеты начнет получать официальное подтверждение, Сбербанк просто перестанет существовать - паника, устроенная перепуганными вкладчиками, не даст возможности удержать на плаву даже такой банк, как этот. И у иностранных кредитных организаций в России просто не останется конкурентов.