Прошедшая выборная компания, благодаря которой граждане России смогли узнать массу подробностей о личной и деловой жизни многих кандидатов в депутаты (по другой интерпретации - компромата), похоже, оставит после себя весьма благодатную почву для возникновения все новых скандалов. Как полагают эксперты, опрошенные "НГ", массу вопросов уже сейчас можно задать депутатам по проблеме финансирования избирательной компании.
По закону о выборах предвыборный фонд кандидата в депутаты по одномандатному округу не может превышать 1,67 млн. руб., или около 62200 долл. (для избирательного блока - 41,745 млн. руб., или 1,546 млн. долл.). И хотя ЦИК утверждает о том, что контроль за расходованием средств в ходе нынешней избирательной кампании, жесток как никогда, косвенные показатели заставляют предположить, что многие кандидаты потратили на предвыборную борьбу гораздо более значительные средства.
По оценкам экспертов, только услуги PR-команды по ведению компании стоят в среднем в два раза больше, чем может себе позволить кандидат по одномандатному округу - 100-150 тыс. долл. Правда, названная сумма относится к проведению PR-агентством избирательной кампании "от и до". На практике, по словам генерального директора имиджевой компании "Миссия-Л", большинство кандидатов прибегает к услугам пиарщиков лишь от случая к случаю, хотя и чаще чем на предыдущих выборах. "Некоторые кандидаты ухитряются вести свою кампанию, тратя на нее даже меньше, чем это прописано в законе. Многие потенциальные спонсоры отказались от вложений в кандидатов во многом благодаря тому, что Центризбиркому все-таки удалось наладить определенный контроль за финансированием."
При этом следует учесть, что PR-агентства лишь разрабатывают рекламу. А за изготовление печатной продукции, наружную рекламу и рекламу в СМИ, проведение митингов и тому подобное кандидаты в депутаты должны выложить дополнительную сумму. Так, стоимость односторонней щитовой рекламы в центре Москвы варьируется от 600 до 1000 долл. за месяц. Если кандидат размещает хотя бы 10-20 таких плакатов, то расходы составляют от 6 до 20 тыс. долл. Цена 10-тысячного тиража листовок формата А4 колеблется в районе 700 долл. При этом большинство кандидатов изготовляют несколько видов листовок, а также буклеты (1000 долл. за 10 тыс. экземпляров), плакаты (в зависимости от размера - от 1300 до 2600 долл. за 10 тыс.) и т.д. Хотя претенденты на депутатское кресло в своих письмах в Центризбирком обычно указывают очень скромный тираж агитматериалов (как правило, от 5 до 10 тыс.), можно предположить, что ставя перед собой цель достучаться до каждого избирателя (да еще и не один раз), некоторые кандидаты в народные избранники заказывают типографиям объемы печатной продукции, превышающие официально заявленный тираж в несколько десятков раз.
Таким образом, лишь на изготовление материалов для наглядной агитации (не считая рекламы в СМИ) претендующий на победу кандидат вынужден израсходовать практически всю сумму, которую ему разрешено тратить по закону. А остается еще оплата агитаторов и организаторов: средняя расценка для рядового работника- 4-6 долл. в день. Если учесть, что подобным образом на кандидата работает по меньшей мере несколько сотен человек и, как минимум дней 10, то мы вновь получаем цифру, измеряемую в десятках тысяч долларов.
Как сообщил корреспонденту "НГ" пожелавший остаться неназванным кандитат-одномандатник, баллотирующийся от одного из крупных политических блоков, которому прочат попадание в Думу, "при большом желании кандидат может уложиться в 300 тыс. долл., но это явно не предел". Представители PR-агенств называют разные данные стоимости нынешней кампании, однако все они признаются в том, что средняя "цена" за получение одного голоса составляет от 1,5 до 3 долл.