Лидеры попавших в Государственную Думу объединений Сергей Шойгу, Геннадий Зюганов, СергейКириенко, Евгений Примаков, Владимир Жириновский и Григорий Явлинский будут определять законодательную политику страны в ближайшие годы. |
Большинство политических комментаторов, придерживающихся либеральных и правоцентристских убеждений, назвали минувшей ночью результаты парламентских выборов в России, даже предварительные, сенсационными. Так, руководитель штаба "Союза правых сил" Анатолий Чубайс заявил, что имеет место "полный переворот в политической структуре России". По его словам, правые решили задачу с результатом, "на который не очень рассчитывали". Вместе с тем в блоке "Отечество - Вся Россия", который правые считали одним из основных своих соперников и идеологических противников, также сегодня утром заявляли, что ими одержана победа. Например, лидер блока Евгений Примаков утверждал, что, по данным аналитиков ОВР, блок должен получить после окончательного подсчета более 15% голосов избирателей, то есть от одной четвертой до одной пятой депутатских мандатов. Левые, в свою очередь, также уверены в своей сокрушительной победе. По словам лидера КПРФ Геннадия Зюганова, коммунисты и их союзники смогут получить в новой Госдуме большее количество мандатов, чем в прежней, и составить большинство в нижней палате парламента. О том, как расценивают результаты выборов в "Единстве", нечего и говорить - понятно, как полную победу. Такого же мнения об успехе собственной партии придерживается и лидер либерал-демократов Владимир Жириновский. Это явно субъективная оценка выборов - все политические организации, преодолевшие пятипроцентный барьер, разве что за исключением "ЯБЛОКА", считают себя главными победителями на парламентских выборах 1999 года в России.
Если же вспомнить предвыборные заявления представителей этих политических сил, все-таки выходит, что среди них есть и проигравшие - психологически, тактически, а возможно, и стратегически. Например, лидерам КПРФ накануне выборов и в страшном сне, очевидно, не могло присниться, что их партия, традиционно имеющая огромный и надежный электорат и располагающая таким количеством первичных организаций, как никакая другая, на протяжении всей ночи с 19 на 20 декабря будет стремиться догнать блок "Единство", которому без году неделя и над перспективами которого коммунисты еще пару месяцев назад смеялись до слез. Или как оценивать заверения лидеров ОВР в достижимости для них 15-процентного уровня после их же уверенных прогнозов в 20-25% - как победу или поражение?
Безусловно, выборы выиграли только правые и "Единство". Причем если для первых этот результат действительно сенсационен, то для вторых закономерен. Своим успехом и те и другие обязаны главным образом тому, что в сознании избирателей они были прочно связаны с фигурой самого популярного сегодня политика России - премьера Владимира Путина. Если "Единство" премьер просто и откровенно публично поддержал, то есть поручился за него своей репутацией, то вторые буквально в считанные недели сами сумели войти в команду главы правительства, неустанно заявляя о своей поддержке Путина в любом качестве. На успехе правых сказались и неутомимая энергия и необычные методы агитации Сергея Кириенко и его команды, а также финансовые и информационные возможности руководителя штаба СПС Анатолия Чубайса. Высокий же результат Жириновского также во многом объясняется его четкой и однозначной поддержкой Владимира Путина как сейчас, так и на будущих президентских выборах.
Что касается фантастических результатов на выборах в Башкирии, Татарии и в значительной степени в Москве, то есть не отвечающих общероссийской картине всплесков поддержки блока Лужкова-Примакова - до 70%, то объяснений тому может быть несколько. К примеру, башкирский президент Муртаза Рахимов, он же один из отцов-основателей "Отечества - Всей России" на протяжении всей предвыборной кампании активно влиял на население республики через свою административно-командную систему, то ставя установки на собраниях чиновничьего актива на необходимое для ОВР количество голосов, то вводя цензуру. По свидетельству представителей "ЯБЛОКА", башкирский президент даже выступил в субботу, когда агитация была запрещена, по республиканскому телевидению с призывом голосовать за ОВР. Что же до Москвы, то ко всем многочисленным нарушениям, зафиксированным в столице соперниками нынешнего мэра и ОВР, можно добавить и новые, мягко говоря, организационные недоделки. Так, почти повсеместно вчера отмечался недостаток в индивидуальных кабинках на избирательных участках, чего не было на предыдущих выборах. А это приводило к скоплению избирателей в очередях и давало возможность скрытой агитации среди них. Хотя, конечно, нельзя отрицать и по-прежнему высокую поддержку Юрия Лужкова жителями столицы.
Иван Родин
НАПРАСНО каждая из политических сил, претендовавших на места в Государственной Думе, обещала своим избирателям, что проведет в законодатели профессионалов, а не политиканов и станет заниматься не политической борьбой, а прямым делом парламента - разработкой и принятием необходимых стране законов. Все такие обещания, как это и положено любым предвыборным обещаниям, теперь можно забыть и никому их не выполнять.
И главное для этого основание - те результаты выборов 19 декабря, которые могла видеть на экранах телевизоров вся страна. Вместо консолидации законодательной власти Россия получила ее явный раскол. Пока, конечно, нельзя совершенно точно определить, сколько депутатов будет в одной из шести будущих думских фракций, но то, что они разделяются на два лагеря, уже явно противостоявших друг другу в ходе предвыборной кампании и скорее всего намеренных продолжить такое противостояние и на Охотном ряду, - не вызывает никаких сомнений.
Борьба двух крупных группировок, ни одна из которых, очевидно, не сможет установить над Государственной Думой полного контроля, может привести нижнюю палату к параличу, если, конечно, фракция "ЯБЛОКО" не примет одного судьбоносного решения - присоединиться к прокремлевскому, пропутинскому блоку. К такому шагу ее явно подталкивает нынешний расклад сил: сумма мандатов "Единства", СПС и ЛДПР, видимо, будет примерно равна совокупным силам КПРФ и ОВР. С учетом одномандатников, которых у последней группировки, без сомнения, будет больше, "ЯБЛОКО" сможет занять исключительное положение, и перед ним откроется несколько вариантов.
Первый уже был описан выше - присоединение "явлинцев" к путинским сторонникам. Тогда расклад сил в Думе станет окончательно ясным, но в результате такого союза говорить о Григории Явлинском как о самостоятельном политике, очевидно, будет уже нельзя. Такая ситуация его устроит вряд ли, а потому "ЯБЛОКО" скорее всего постарается сохранить независимость, балансируя между двумя мощными думскими полюсами. Такой вариант поведения "фруктовой" фракции наиболее вероятен, и он логично вытекает из предыдущих поступков г-на Явлинского. Третья возможность для последнего - присоединиться к антикремлевскому лагерю, тем самым, возможно, помочь ему приобрести думское большинство, а потом соответственно определенные дивиденды. Однако не совсем понятно, а сможет ли "ЯБЛОКО" после осуществления такого сценария избраться в Думу хотя бы еще раз.
Таким образом, ближайшее будущее нижней палате предстоит незавидное. Во-первых, в ней станут сражаться равновеликие по своей мощи политические силы, а во-вторых, ключевая роль в ней достается такому политику, поведение которого во многом зависит от его эмоций, но совсем не здравого смысла и чувства здорового цинизма, присутствие которого у политика всероссийского масштаба в небольшом объеме просто обязательно. С учетом вышеизложенного приходится внимательнее прислушаться к прогнозам о том, что третья Государственная Дума будет иметь исключительно техническое значение и вряд ли надолго переживет президентские выборы лета 2000 года. Разломанная на куски законодательная власть не будет нужна никакому президенту, и, таким образом, ее роспуск станет делом не просто желательным, но и необходимым.