В отличие от прошлых выборов теперь весь процесс подсчета голосов будут контролировать наблюдатели. Фото Андрея Никольского (НГ-фото) |
ВЧЕРАШНИЙ день для всех политиков, стремящихся занять места в будущей Госдуме, стал последней возможностью публичной борьбы за голоса избирателей - с первыми минутами субботы вступил в силу мораторий на предвыборную агитацию.
Как известно, лучше всего запоминается последняя фраза, и вчера лидеры избирательных блоков стали участниками своеобразного соревнования на самые громкие и сильные заявления. Одним из наиболее ярких проявлений этой борьбы стало неожиданное сообщение о том, что губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев собирается в последний момент покинуть первую тройку движения "Отечество - Вся Россия". Опровержение со стороны губернатора Санкт-Петербурга последовало незамедлительно, однако аббревиатура ОВР на некоторое время встала на первое место в выпусках новостей, и лидеры этого блока получили возможность в очередной раз заявить о своем единстве, а также о продолжающихся провокациях со стороны соперников. Не исключено, что именно ради этого и была запущена информация о сомнениях Яковлева. Тем не менее истинные причины появления столь сенсационного сообщения так и остались неизвестными. Характерно, что авторы этой идеи не учли, что подобные "сенсации" в любом случае можно считать заведомо ложными: по существующему Закону "О выборах депутатов Государственной Думы" кандидат может подать заявление о своем выходе из списка не позднее чем за пять дней до даты голосования. Так что если даже у Владимира Яковлева после неудачи с переносом губернаторских выборов и было желание отойти от не сумевших (или не захотевших) помочь ему сторонников, то этому желанию все равно не суждено было осуществиться.
Агитация уже запрещена, но все предвыборные плакаты останутся на своих местах - закон это позволяет. Фото Натальи Преображенской и Александра Шалгина (НГ-фото) |
ОВР отличился и еще одним громким заявлением - Евгений Примаков впервые официально заявил о своем намерении бороться за пост президента страны. Сделал он это явно для того, чтобы ОВР не был снят с выборов в последний момент. И так, если бы такое случилось, был бы скандал. Но снять блок, во главе которого второй по значимости кандидат в президенты, - это скандал грандиозный. Хотя, по словам Примакова, к такому решению его подтолкнули "тысячи писем и телеграмм, тысячи встреч с людьми", возраст же, по мнению Примакова, не может служить ему серьезной помехой: "Мне исполнилось 70 лет. Накоплено много опыта, прошла большая жизнь". Будущий кандидат в президенты уже с высоты своего нового статуса призвал москвичей голосовать за Юрия Лужкова на предстоящих выборах мэра, Юрий Лужков, в свою очередь, заявил о своей полной поддержке стремления Примакова занять кресло главы государства. Кроме того, Евгений Примаков сообщил, что он скорее всего не будет претендовать на должность спикера Госдумы.
Неплохой повод для дополнительной агитации неожиданно предоставил СПС Мосизбирком в лице участковой избирательной комиссии # 1837. Одного из лидеров "Союза правых сил" Сергея Кириенко отказались внести в списки избирателей - у него нет московской регистрации. В итоге он не сможет проголосовать. СПС немедленно отправил жалобу в ЦИК, в которой говорится о нарушении конституционных прав граждан. С одной стороны, Сергей Кириенко сам виноват в создавшейся ситуации - по закону он должен был взять открепительный талон по месту постоянного жительства. Но с другой - тем самым один из лидеров СПС продолжает демонстративную борьбу с существующими в столице ограничениями, а эта борьба, как известно, у многих встречает серьезную поддержку.
"Союз правых сил" решил попытаться перетянуть на свою сторону часть электората "Медведя", а также привлечь тех, кто до сих пор не сделал окончательного выбора, - вчера Сергей Кириенко заявил, что возглавляемое им движение поддерживает Владимира Путина, причем эта позиция останется неизменной и на президентских выборах. Он подчеркнул, что это отнюдь не его личное мнение, а коллективное решение СПС. Такое заявление в последний день агитации явно рассчитано на тех, кто симпатизирует нынешнему премьеру, а их среди избирателей, как известно, большинство.
Кроме того, Кириенко заявил и о возможном создании некой новой парламентской коалиции - если до сих пор говорили только о предполагаемом альянсе ОВР и КПРФ, то теперь СПС готов выступить инициатором объединения усилий правой части будущей Думы. По мнению лидеров СПС, такую коалицию вместе с их блоком могут составить фракции "Медведя" и "ЯБЛОКА". Кроме того, к их союзу может присоединиться и "здоровая часть "Всей России", покинув при этом ряды ОВР.
Как оказалось, эта инициатива вполне может быть реализована. Один из лидеров "Медведя" Александр Гуров заявил, что его движение выступает за создание в новой Госдуме "коалиции прагматиков". Комментируя аналогичное предложение СПС, Гуров сказал: "Нам нечего делить". Но, по мнению одного из лидеров "Медведя", состав этой коалиции может быть даже шире, нежели предложенный Сергеем Кириенко. Так, например, в нее могут войти и отдельные представители КПРФ. Кроме того, Александр Гуров предложил ввести некий мораторий на "политические дрязги". Идея весьма привлекательная, но, к сожалению, совершенно неосуществимая.
В наиболее выигрышном положении оказался Владимир Жириновский - ему удалось за один день продемонстрировать обе возможные крайности предвыборных действий, от официальной встречи с премьером Владимиром Путиным до неожиданных стычек с милицией на улицах столицы. В обоих случаях лидер ЛДПР активно эксплуатировал чеченскую тему - если в Белом доме он говорил о своем одобрении действий правительства на Северном Кавказе, то причиной потасовок на Пушкинской площади стала попытка сжечь чучело Хаттаба.
Заявления о поддержке Путина вообще стали одним из наиболее распространенных способов агитации, причем их используют самые разные политические силы, находящиеся подчас в серьезном противостоянии между собой. Это вполне вписывается в классическую схему построения предвыборной кампании, по которой ее участники пытаются перетянуть на себя хотя бы часть положительного имиджа признанных политических лидеров.
Противовесом столь завидного единодушия вчера стал лишь лидер "ЯБЛОКА" Григорий Явлинский. По его мнению, "война и чеченская кампания стали фактором избирательной кампании", кроме того, "практически вся официальная политическая конструкция в России построена на чеченской войне". Явлинский не стал оперировать конкретными фамилиями, однако из его слов следовало, что любые неудачи в военных действиях повлекут за собой серьезные изменения в раскладе политических сил - авторитет и популярность Путина резко пойдут вниз, а вместе с ними рухнет и поддержка парламентом действий правительства, которую сейчас обещают фактически все избирательные блоки.
Однако есть еще один ракурс, в оценке которого сходятся все политики, представляющие избирательные блоки, - подводя первые итоги предвыборной кампании, большинство из них заявили, что она была беспрецедентно "грязной". Что ж, теперь мы увидим, какими будут собственно выборы.