БОЛЬШИНСТВО хороших экономических показателей, достижения которых Россия добилась в этом году, стало не столько результатом качественных перемен в финансово-экономическом секторе, сколько было обусловлено эффектом девальвации и неожиданно изменившейся мировой экономической конъюнктурой и в особенности небывалым ростом цен на нефть. По оценкам Александра Хандруева, активное сальдо внешнеторгового баланса составит в этом году 28 млрд. долл. (с учетом "челноков" - 32 млрд.). Поэтому экспорт приобретает в этой ситуации стратегически важное значение.
Однако, как отметил руководитель департамента торговой политики Минторга Александр Орлов, сейчас наблюдается тенденция к увеличению количества ограничений в отношении российского экспорта. Правда, пока это затрагивает в основном металлургическую промышленность (из 90 ограничений на нее приходится 70), однако, вполне возможно, тенденция может перекинуться и на другие сферы производства. По самым скромным подсчетам Минфина, в текущем году Россия понесла от этих ограничений общий ущерб как минимум на 1,5-2 млрд. долл.
Если подобная тенденция действительно будет усиливаться, то объемы положительного внешнеторгового сальдо будут неуклонно падать, а соответственно в страну будет притекать меньше долларов, которые Минфин сможет использовать для того, чтобы рассчитываться с иностранными кредиторами. В свою очередь, правительство в этом случае окажется в ситуации, когда меры по сознательному увеличению инфляции останутся чуть ли ни единственным средством по поднятию доходов бюджета. Возможно, что выпуск тысячерублевой купюры, несмотря на все заявления руководителей ЦБ, является шагом именно в этом направлении.
О сложном положении свидетельствует вчерашнее постановление правительства, согласно которому в течение будущего года будет произведена эмиссия ОФЗ на 361 106,4 млн. руб. и ГКО - на 12 000 млн. руб. Как пояснили в Минфине, речь идет не о создании новой пирамиды, а лишь о переоформлении уже существующих долгов правительства, в частности по кредитам ЦБ. Проще говоря, не имея возможности расплатиться по текущей задолженности, правительство вновь реструктуризировало свой внутренний долг. И хотя доходность этих бумаг крайне низкая (в среднем 2% годовых), подобные действия правительства являются тревожным симптомом.