ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ развитие России, утверждение ее нового облика в окружающем мире - дело всех поколений граждан нашей страны. От разумного сочетания опыта старших и преимуществ молодежи зависит успех российских реформ и, как следствие, будущее Российского государства. Хотел бы особо отметить, что обсуждение жизненно важных вопросов выхода страны из кризиса и перехода к устойчивому развитию невозможно без учета интересов молодежи, без создания необходимых условий для ее роста.
За последнее десятилетие в России выросло новое поколение, воспитывавшееся в условиях, кардинально отличающихся от того, что выпало предшествующим поколениям. Реформы, потребность резкого изменения в общественном и политическом устройстве страны, смена ценностей и идеалов, сопровождавшая годы реформ, с особой остротой поставили вопрос: является ли нынешнее посткоммунистическое поколение той лидирующей группой общества, от которой зависит содержание и характер будущего России?
Российской молодежи нужна модель развития, которая позволит ей, не утеряв своего максимализма и законного места в окружающем мире, осознать свою ответственность за страну. Фактически речь идет о концепции прогресса, которая могла бы быть положена в основу внутренней и внешней политики России в начале XXI века.
Те, кому от 20 до 30 лет, разумеется, не составляют основу ни правящей элиты, ни ведущего слоя, определяющего современное экономическое развитие. Как и положено, молодежь выступает не в качестве локомотива реформ, а в качестве силы давления на людей, сегодня реально принимающих решения и разрабатывающих стратегию и тактику государственного строительства.
С другой стороны, ни одни выборы нельзя выиграть при игнорировании интересов молодежи. Поэтому предвыборная кампания оживляет интерес политиков к молодежи, причем нередко имеет место и откровенное заигрывание, и стремление элементарно использовать интересы молодого поколения.
Можно ли считать молодежь той группой развития, на которую следует возложить надежду и ответственность за необратимость реформ? И да, и нет. Отвечая на поставленный вопрос, я буду использовать статистические данные, которые при всей своей неоднозначности достаточно красноречивы.
Да! Потому что:
во-первых, молодежь легче, чем старшее поколение, адаптируется к новым экономическим условиям. Она - важнейший источник формирования новых структур и слоев негосударственного сектора (41-43% от всех занятых в негосударственном секторе экономики). Она в большей мере ориентирована на собственные силы, на рыночные стандарты поведения, свободу действий, предприимчивость, способность к риску;
во-вторых, за переход к рыночной экономике, быстрый или постепенный, высказываются 63-70% молодых россиян. Менее 1/3 хотели бы вернуться к жизни в СССР;
в-третьих, молодежь обрела свободу как необходимое условие самоутверждения: экономическую свободу, свободу политических убеждений, свободу вероисповедания.
Таким образом, в своем большинстве молодое поколение российских граждан адекватно общему направлению и характеру происходящих в России перемен.
Но на поставленный выше вопрос я могу ответить и отрицательно. Нет! Потому что годы реформ обернулись для большинства молодых обвальным обнищанием, безверием (29% среди 16-30-летних - бедные, 2% - богатые, 35% от общего числа безработных составляют молодые, более 60% не верят власти, 55% не чувствуют уверенности в завтрашнем дне). В обществе нарастают негативные тенденции: сокращается численность молодых, общество стареет, ухудшается состояние здоровья, расширяется процесс маргинализации молодежи, снижается ее образовательный уровень.
В нестабильной общественно-политической обстановке молодежь все чаще склоняется к необходимости наведения порядка, к диктату сильной личности, которую ставит выше ценностей демократии (64,9%). Либеральную трактовку пути преодоления кризиса поддерживает 27%.
Когда речь заходит об интересах молодежи, почему-то прежде всего касаются досуга и развлечений молодежи. Это в корне неверно. У нас достаточно зрелая и ответственная молодежь, для нее куда важнее видеть перспективы развития страны, знать ориентиры, которые могут обеспечить ей достойную жизнь, гарантировать необходимые условия для развития и реализации возможностей.
Особо следует остановиться на демографической проблеме. Непростая экономическая ситуация, очевидный кризис в социальной и духовной сферах не мог не привести к нежеланию иметь детей. Достаточно отметить, что за пять месяцев 1999 года отмечен дальнейший рост смертности и снижение рождаемости. Соответственно так называемая естественная убыль населения за этот период составила 396 тысяч человек по сравнению с 313 тысячами за этот же период прошлого года. Всего же начиная с 1992 года перевес смертности над рождаемостью составил около 5 миллионов наших граждан. И здесь никто не может заменить молодежь, особенно молодых женщин. А это уже вопрос выживаемости нации, ее способности к возрождению.
В 1992 году население страны составляло более 151 миллиона человек, сегодня - 146,1 миллиона человек. По предварительным прогнозам, если ситуацию с рождаемостью не удастся выправить, то к 2020 году в России будет проживать не более 120 миллионов человек. Это тот порог, за которым мы просто будем не в состоянии обеспечить защиту безопасности по всему периметру границ, не говоря уже о тех последствиях, которыми это чревато для экономики страны. Убежден, нужны экстренные меры. Необходимо предусмотреть льготные режимы налогообложения, инвестиций и социальных выплат для молодых семей. Однако одними экономическими мерами не обойтись. Следует разработать специальную программу пропагандистской, не побоюсь этого слова, работы, направленной на убеждение молодых людей иметь как можно больше детей. Но это уже задача общегосударственная.