В СТОЛИЦЕ Финляндии сегодня начинает свою работу двухдневный саммит Европейского союза. Высшие руководители 15 стран обсудят в Мессукесхус-центре проблемы политического, экономического и социального характера, возникающие в ходе набирающей обороты интеграции на Старом континенте, и подведут итоги за прошедшее полугодие.
Раздел "отношения с Россией", судя по всему, выйдет за рамки традиционного обсуждения темы развития контактов с этой державой. Накануне министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин заявил, что его страна будет настаивать на том, чтобы чеченский вопрос рассматривался на саммите одним из первых, для чего понадобится изменить повестку дня встречи в верхах. "Русские начинают отступать от своего ультиматума Грозному", - полагает Ведрин, почему-то вновь забывая о том, что Москва официально заявила: никаких ультиматумов не было. Кстати, накануне Ведрин сказал и еще одну знаковую фразу: "Русским следует знать, что мы не можем слишком долго продолжать сотрудничество в таких условиях (и делать вид. - "НГ"), как будто ничего не происходит, когда они отказываются внимать усиливающейся критике мирового сообщества". Он фактически еще раз подтвердил разговоры о возможном введении экономических санкций против Москвы, уточнив, что главы государств и правительств, скорее всего, будут обсуждать в Хельсинки варианты своих действий с целью "изменить направление этой политики России".
События на Северном Кавказе, за которыми пристально следят как в Брюсселе, так и других западноевропейских столицах, уже давно стали притчей во языцех. Кое-кто пытается сравнивать Россию с Югославией, Чечню с Косово, а Владимира Путина со Слободаном Милошевичем. Есть и такие, кто усматривает в действиях Кремля продолжение сталинской политики геноцида малых народов. До сих пор страны ЕС ограничивались критикой Москвы. Упреки и угрозы исходили из столиц как больших, так и малых стран. Последний демарш был сделан шведским министром обороны фон Сюдовым, отменившим свой визит в Россию.
Несомненно, что наиболее рьяные критики постараются использовать саммит в Хельсинки, чтобы выработать официальный документ с конкретными мерами против российского руководства.
Вчера, накануне саммита, с явно не добрососедским заявлением выступил и финский премьер Липпонен. Он призвал Кремль к поискам политического решения в чеченском конфликте. Характер и сила санкций зависит от поведения русских, сказал он.
Похоже, что в Хельсинки сложатся две группы стран. В первую войдут, вероятно, Германия, Великобритания, Франция, Финляндия, Дания, Швеция, заявлениями своих официальных лиц уже подтвердившие свое однозначно негативное отношение к действиям России на Северном Кавказе. Они будут настаивать на самых жестких формулировках итоговых документов саммита в отношении России и принятии соответствующих мер вплоть до введения санкций. Вторая группа будет значительно меньшей. Вероятно, ее основу составят Италия и Греция. К ним могут присоединиться и другие страны. Их мнение состоит в том, что портить отношения с Москвой крайне опасно и по политическим, и по экономическим соображениям. А потому будут бороться за наиболее мягкие решения в отношении России. Если во вторую группу войдут лишь две-три страны, они не захотят разрушать европейский консенсус даже ради хороших отношений с Москвой.
В этой связи определенную поддержку России, не представленной, естественно, в Хельсинки, может оказать отсутствующие же там Соединенные Штаты. Последнее выступление президента Билла Клинтона о необоснованности идеи антироссийских санкций - яркое тому доказательство.
Хельсинки