- СОГЛАСНО последним социологическим опросам, количество мест в новой Государственной Думе, на которые может рассчитывать ОВР, день ото дня сокращается. По данным фонда "Общественное мнение", ваш блок уже обогнало совсем новое движение "Единство". Как вы прокомментируете эту тенденцию?
- Нужно осторожно относиться к социологическим опросам. По нашим наблюдениям, социологические опросы на этих выборах превратились в один из компонентов современных избирательных технологий и своеобразного давления на мнение избирателей. Избирателю как бы подсказывают этими столбиками, что та политическая сила, на которую он сориентирован, якобы теряет доверие, свое влияние, и его подталкивает к тому, чтобы изменить свою точку зрения, изменить свою позицию и передовериться более сильному. Хотя очень часто бывает так, что сила этого сильного этими же социологическими данными значительно преувеличена, а иногда, может быть, даже и фальсифицирована.
По крайней мере я хочу заметить, что мы ведем свой мониторинг настроений избирателей и если в тенденциях наши сведения и данные совпадают с тем, что порой мы видим на телеэкранах, то в абсолютных цифрах разница просто разительная. Ну, скажем, в тот момент, когда недавно блоку ОВР канал ОРТ показывал рейтинг 11%, наши замеры показывали цифру, на 6-7% превышающую этот рейтинг. То есть разброс просто гигантский. Это уже не входит в понятие "социологическая погрешность".
Что касается движения "Единство". Ну, первое, наши замеры пока не показывают, что "Единство" опережает блок ОВР. (Это интервью бралось в минувшую субботу. А вчера источники в движении "Вся Россия" сообщили Интерфаксу, что, согласно прогнозу аналитиков ВР, второе место по количеству голосов займет "Единство" - 11,5%, на третьем-четвертом местах ОВР и "ЯБЛОКО" с 8-8,5% голосов. - О.Т.) И второе. Мы догадываемся, как вообще сегодня формируется этот рейтинг. Этот рейтинг во многом сегодня связан с тем мощнейшим административным давлением в поддержку блока "Единство", которое оказывается по всем направлениям и по всем линиям, и в какой-то степени это результат массированной информационной обработки, когда, по сути дела, два телеканала выступают в качестве структур, информационно обеспечивающих избирательную кампанию блока "Единство".
- Когда замыслы о создании блока только витали в воздухе, многие не верили, что главы национальных республик и губернаторы согласятся делить думские кресла с Юрием Лужковым из-за чересчур разных целей и убеждений, а теперь, после создания ОВР, предсказывают ему неминуемый раскол на отдельные фракции в новой Думе. Как вы считаете, смогут ли лидеры блока все-таки побороть свои амбиции и работать вместе?
- Мне кажется, здесь неправильные альтернативы. Скажем, появление на базе блока не одной, а двух-трех фракций толкуется как раскол блока. Это совершенно не так. Многие вопросы в Думе технологически проще решать, когда существует не одна, а две фракции, сотрудничающие: взаимодействуют, решают вместе отдельные стратегические задачи, но в каких-то тактических вопросах могут действовать самостоятельно. Думские технологии подскажут нам, как себя вести, но я думаю, что сама по себе координация деятельности, что и предполагает блоковые отношения, она, безусловно, сохранится между ОВР, "Отечеством" и Аграрной партией в новой Госдуме.
Здесь речь идет не об амбициях, а только о выборе правильной тактики, правильной технологии поведения в новой Думе.
- Вполне очевидно, что "Вся Россия" и "Отечество" изначально преследуют разные цели. Не столкнутся ли интересы региональных лидеров, которые идут в Думу с целью расширения прав собственных республик и губерний, и интересы Лужкова-державника, который неоднократно высказывался за сильную и единую центральную власть?
- Не считаю, что ВР и "Отечество" изначально преследуют разные цели. Тем более на нынешнем этапе мы смогли выработать и принципы, на основе которых мы объединились, обсудить эти принципы и договориться об этих принципах и выработать единые программные документы, которые представлены сегодня общественности, - это не творчество "Отечества", это не творчество "Всей России", это не творчество Аграрной партии. Это наше общее творчество, всего избирательного блока. Это первое.
Второе. Что касается интересов Лужкова-державника и интересов региональных лидеров, начну с того, что Лужков тоже является региональным лидером и он, так же как и другие региональные лидеры, заинтересован в том, чтобы был отработан и возник оптимальный баланс во взаимоотношениях между субъектами Федерации и федеральным Центром.
Третье. Лужков нигде не утверждал, когда он предлагал укрупнение субъектов Федерации, что это задача, которая стоит в повестке дня завтра или, быть может, послезавтра. В стратегическом плане эта идея Лужкова достаточно интересна. Она оптимальна с точки зрения управленческих решений, она оптимальна с точки зрения укрупнения региона на базе общих географических критериев или общих экономических задач.
Не случайно возникли вот эти межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, которые объединяют субъекты Федерации по этим географическим и экономическим принципам. Поэтому сама по себе эта идея может обсуждаться, рассматриваться, но, на наш взгляд, она не стоит сегодня в повестке дня, и все-таки главное, как мне кажется, что сближает Лужкова, руководителей республик и губернаторов, - это понимание того, что правила во взаимоотношениях субъектов Федерации и федерального Центра должны трансформироваться в сторону расширения прав и полномочий субъектов Федерации, повышения их ответственности за реализацию этих прав и полномочий и создание сильного федерального Центра, который бы не боялся сильных, экономически развитых и самостоятельных регионов.
Поэтому вопрос не в том, кто на себя должен перетягивать одеяло, и я думаю, что это общее понимание и региональных лидеров, и мэра Москвы, а в том, как правильно распределить полномочия и обеспечить эффективное функционирование экономики федеративного государства.
- Каковы, по вашему мнению, шансы Евгения Примакова выиграть у самого популярного на сегодняшний день политика Владимира Путина в борьбе за президентское кресло? Ведь очевидно, что союз с ОВР явно не пошел на пользу отставному премьер-министру, его президентский рейтинг в последние месяцы резко снизился.
- Президентские рейтинги - дело наживное. До президентских выборов сегодня еще очень много месяцев. Сейчас, мне кажется, вообще бессмысленно эти рейтинги замерять или по крайней мере ориентироваться на эти рейтинги, чтобы принимать какие-то осмысленные решения о своих симпатиях и антипатиях. Поэтому сегодня речь идет о парламентских выборах, и Примаков нигде ни разу не заявил о том, что он уже принял решение о том, что он идет в президенты, что он будет конкурентом Путина и т.д. и т.д.
Поэтому я бы не стал связывать сегодня рейтинги президентские, так называемые рейтинги Примакова и рейтинги ОВР, тем более утверждать, что Примаков совершил ошибку, заключив альянс с ОВР, и это повлияло на его президентский рейтинг. Президентский рейтинг Примакова, думаю, будет целесообразно отсчитывать после того, во-первых, когда он заявит о своей готовности идти в президенты, и, во-вторых, тогда, когда начнется реальная политическая кампания по избранию президента РФ.
- В последние дни много говорится о некоем плане ОВР, согласно которому в новой Думе будет создана парламентская коалиция с коммунистами. Этот замысел выглядит как агония блока, ведь Юрий Лужков не раз публично открещивался от каких-либо контактов с левыми силами. Неужели ОВР настолько не уверен в своих силах, что уже готов пожертвовать своей самостоятельностью и независимостью?
- Мне как члену координационного совета блока ОВР неизвестно о каких-либо переговорах лидеров блока с коммунистами о создании единой парламентской коалиции. Все это придумали журналисты или по крайней мере политические технологи, которые хотели бы создать определенные проблемы для ОВР и для коммунистов накануне парламентских выборов. Мы нигде никогда не отрицали, что по конкретным проблемам жизни будущего парламента у нас могут быть очень плодотворные контакты с коммунистами, равно как и с другими парламентскими партиями и фракциями, - это нормальная жизнь нормального парламента.
Тем более я должен категорически опровергнуть всякие домыслы о том, что существует некий заговор между ОВР и коммунистами, направленный на конфронтацию с нынешним правительством, потому что отношения с нынешним правительством в новой Госдуме должны строиться на основе серьезного анализа деятельности правительства и того, насколько конфликт с правительством работает сегодня на интересы страны, на интересы наших избирателей.
Поэтому считаю, что никакой неуверенности в собственных силах у нас нет. Есть реальная политическая борьба, в которой можно одержать победу с большим результатом, можно с меньшим результатом. Для нас ярким показателем нашей силы является уже то, что за очень короткий промежуток времени ОВР превратился в одну из ведущих политических сил в нашей стране и поэтому избирательная кампания складывается так, как она складывается. Нелепо сегодня скулить, жаловаться, обижаться на что-то; надо продолжать борьбу, надо уметь держать удар, уметь отвечать и на достойные, и на недостойные действия наших оппонентов. Мы совершенно спокойно работаем на тот результат, который получим 19 декабря.