Патриарх попытался собрать в одном месте политиков самых разных взглядов. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
ВЧЕРАШНИЙ день явно выбивается из череды последних предвыборных недель. Лидеры почти всех крупных избирательных объединений - ОВР, НДР, КПРФ, "Единства", "Блока Жириновского" - собрались вместе, и, хотя разговор шел в основном о выборах, они сумели обойтись без свойственной последнему времени жесткой агитации и оголтелых нападок друг на друга (исключение, как часто бывает, составил руководитель ЛДПР). Положение обязывало - вчера в Свято-Даниловом монастыре столицы открылся 5-й Всемирный Русский Народный Собор.
Министру иностранных дел Игорю Иванову и митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу
не внове встречаться для обсуждения политических вопросов. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
Хотя, конечно, организаторам Собора пришлось постараться, чтобы рассадить конкурентов на безопасном расстоянии друг от друга, при этом никого не обидев. Строго контролировал происходящее и присутствовавший на торжественной церемонии открытия председатель ЦИК Александр Вешняков. Но тем не менее избежать темы выборов смог лишь один человек - президент Борис Ельцин, направивший участникам Собора приветственное письмо, зачитанное Павлом Бородиным. "Сегодня, на историческом перепутье веков, обновленная российская государственность вновь опирается на важные моральные устои нашего общества - это патриотизм и семейные ценности, здоровый консерватизм и уважение к законной власти", - подчеркивается в этом послании.
За две недели до выборов Патриарх Московский и всея Руси Алексий II попытался напомнить политикам и СМИ о такой высокой идеалистической категории, как "нравственные барьеры" (средства массовой информации критиковались вообще едва ли не всеми политическими лидерами, собравшимися в Свято-Даниловом монастыре. "Если они будут преодолены, то народ никогда не будет доверять своим избранникам", - предупредил Алексий II лидеров избирательных блоков. "Выборы должны пройти честно, без попыток манипулировать общественным мнением", - обратился он с нравственным увещеванием к залу, призвав его, кроме всего прочего, еще и "приумножить добродетель и преступить грех".
Сама тема Собора была заявлена весьма масштабно: "Россия накануне 2000-летия христианства. Вера, народ, власть". Она, по мнению Патриарха, напоминает, "что юбилей является не только исторической вехой, но и поводом для глубокого осмысления происходящего в стране". Предстоятель РПЦ еще раз подчеркнул, что "Церковь не оказывает политической поддержки никому в ходе избирательной кампании и не участвует в предвыборных процессах, но готова к взаимодействию со всеми политическими силами, которые опираются на нравственность и народ". Но в то же время Церковь не может спокойно взирать на то, как "большинство участников политической борьбы переходят к крайнему ожесточению". "Недостойные" же методы ведения предвыборной кампании - "это грех, не угодный Богу и осуждаемый народом".
Юрий Лужков заявил, что на предстоящих выборах фактически должна будет решиться дальнейшая судьба державы. Он пока видит два варианта развития событий: либо жесткая борьба выйдет на новый виток развития, что не принесет никаких положительных последствий, либо же различные политические организации все же найдут в себе силы для объединения или по крайней мере компромисса и смогут "дружно работать для эффективного использования российских богатств".
Почти такого же мнения придерживается и лидер движения "Единство" Сергей Шойгу. Однако его точка зрения отличается большей конкретикой - он готов назвать ту силу, которая может объединить вокруг себя самые разнообразные политические группы. Имя этой силы - правительство во главе с Владимиром Путиным. Кроме того, в нынешней ситуации "России необходимо соблюдать единство исполнительной и законодательной ветвей власти". Именно ради этой цели движение "Медведь" готово работать в нижней палате парламента, активно поддерживая действия нынешнего кабинета министров.
Диссонансом прозвучало лишь выступление Владимира Жириновского - он, как всегда, выступил с весьма оригинальными предложениями. Так, например, по его мнению, в Думу можно избирать лишь тех, кто был крещен и венчан, - только они могут считаться действительно православными людьми, а согласие между различными политическими силами недостижимо в принципе: "Любое единство возможно только мечом, кровью и насилием". Хотя некоторые тезисы Владимира Жириновского тоже можно истолковать как заявления о поддержке Владимира Путина, лидер "Блока Жириновского" считает весьма полезным наличие в правительстве генералов, и чем их больше, тем лучше, так как сейчас патриотами могут считать себя лишь те, кто посвятил хотя бы небольшую часть своей жизни армии.
Смогли сказать слово и сами генералы, в частности министр внутренних дел Владимир Рушайло. Он отметил, что "всегда на Руси власть считалась от Бога, была уважаема и почитаема", а значит, сейчас каждый должен найти в себе силы противостоять недостойным методам борьбы за эту власть. Тема уважения к власти вообще была одной из основных, и о ней прямо или косвенно говорили все - и те, кто сейчас эту власть представляет, и те, кто надеется получить ее в результате выборов.
Интересное заявление сделал глава Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин. Он считает, что православные и мусульмане вместе должны сделать так, чтобы наша страна всегда оставалась святой Русью.
Следует отметить, что слова "всемирный" и "народный" в названии Собора несколько не соответствовали размеру помещения, в котором он проводился, - народа, собственно, было немного. Священнослужители составляли примерно треть от собравшихся в Свято-Даниловом монастыре, оставшаяся часть участников - политики и активисты Собора. Форма выражения своего мнения собравшимися, как уже отмечалось, заметно отличалась от привычной, хотя бы в силу почти полного отсутствия прямых обвинений. Вместе с тем темы выступлений политических лидеров все равно определялись предстоящими выборами. Так что Собор по большому счету стал местом, где политики, которых трудно собрать вместе для дебатов в телестудии, еще раз выступили с предвыборными заявлениями. Надо полагать, что на их объединение под сенью Церкви за две недели до выборов не особенно надеялись и духовные лидеры основных религиозных конфессий.