А.Н. Чумиков. Креативные технологии "Паблик рилейшнз". Учебное пособие. - Екатеринбург: Баско, 1999, 215 с.
ПОСЛЕ пелевинского "Поколения П", в самых ярких красках описывающего нелегкие будни отечественного PR-мена, книга Александра Чумикова, руководителя PR-агентства "Международный пресс-клуб", кажется фундаментальным трудом доживающего свой век классика-теоретика Public Relations.
Несмотря на относительно небольшой объем, она имеет все признаки (по крайней мере внешние) концептуального научного труда: обширную теоретическую часть, сдобренную десятком различных определений PR, а также проиллюстрированное примерами из жизни описание всех возможных видов "связей с общественностью". Это PR внутри фирмы, работа с окружающей фирму средой (журналистами, потребителями, партнерами), PR в ситуации конфликта и кризиса, технологии привлечения инвестиций и др.
В конце присутствует и необходимая в таких случаях библиография, однако здесь преобладают не столько концептуальные западные труды, посвященные Public Relations, сколько статьи и документы, относящиеся к конкретным аспектам деятельности той или иной PR-службы. Интересный факт: при сопоставлении помещенного за библиографией "послужного списка" агентства "Международный пресс-клуб" с имеющимися в тексте ссылками на те или иные проекты возникает устойчивое ощущение, что книга написана на основе личного опыта г-на Чумикова, а также его партнеров по бизнесу.
В итоге читатель получает достаточно необычное соединение теоретических рассуждений о "спонсоринге" и "фанд-райзинге" с приземленными и все более напоминающими приключения Вавилена Татарского зарисовками из отечественной и зарубежной PR-практики. Сходство становится едва различимым, когда автор описывает, как высказывания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в защиту репутации бизнесмена Г. помогли смягчить негативный эффект от убийства последнего.
Нельзя сказать, что соединение теории Public Relations и примеров из практики, известных Александру Чумикову, выглядит неорганично. Однако читаются интереснее все-таки не отвлеченные рассуждения о необходимости "работы с клиентом", а конкретные рекомендации. Вероятно, это связано с тем, что в современной России область Public Relations еще не "доросла" до возраста самоанализа и до сих пор пытается научиться ходить, набивая шишки и предпочитая учиться на собственных ошибках.
Ее, правда, как и всякого младенца, притягивают "взрослые" вещи, в том числе и специальная терминология, детально разработанный понятийный аппарат, схемы и графики, "корпоративная мораль" и др. Именно эту потребность в атрибутах серьезной науки и призвана удовлетворить рецензируемая книга с таким запоминающимся названием.
Нелишне заметить, что книга была признана лучшей работой по теории Public Relations в 1998 г. (очевидно, в рукописи?). И это вполне понятно: до сих пор большинство русскоязычных работ по этой тематике носило чисто прикладной характер, что в определенной мере ограничивало круг их потенциальных читателей. В отличие от последних, книга Александра Чумикова будет полезна не только работникам PR-подразделения государственного учреждения или компании, но и преподавателям этой дисциплины в российских вузах, благо количество отделений Public Relations в них до сих пор растет.
Особый интерес представляют последние главы книги, в частности, "ПР-подразделения в крупных государственных и коммерческих структурах" и "Портрет российского ПР-мена" (здесь, как и во всей книге, автор предпочитает давать русскоязычные эквиваленты английским терминам). В первой из них описываются структура и функции пресс-службы президента РФ, Управления президента РФ по связям с общественностью, пресс-службы Государственной Думы РФ, ЦОС Федеральной службы налоговой полиции и др. Кроме того, анализируется деятельность PR-служб некоторых крупных компаний.
Портрет российского PR-мена заставляет читателя вспомнить о том, что он живет в эпоху первоначального накопления капитала. Основные черты отечественного специалиста в области "связей с общественностью", приведенные в книге, невольно наталкивают на мысль о схожести последнего с типичным депутатом Государственной Думы.
Оба они самоучки, для многих из них, признается автор, не пропала даром работа в комсомольских и партийных органах, главные же учителя - жизнь, работа и общение; творцы - причем "разброс помощников в творческом процессе довольно широк" - от Евангелия и ППС В.И. Ленина до "Дон Кихота" и "Двенадцати стульев" (!); и с уверенностью смотрят в будущее - "если что не так, российский ПР-мен переквалифицируется. Скорее всего, он будет работать журналистом или преподавателем. В крайнем случае барменом┘"
"В общем, у него все получится┘"