ВЧЕРАШНИМ решением Конституционного суда была, наконец, поставлена точка в затянувшейся дискуссии между законодательной властью в лице Совета Федерации и гарантом Конституции - президентом. Вердикт, вынесенный Конституционным судом, вчера окончательно определил право президента единолично, не спрашивая на то разрешения верхней палаты парламента, отстранить от должности генерального прокурора "на период расследования возбужденного против него уголовного дела". Дискуссия, длившаяся в течение символичных девяти месяцев, за которой наблюдала вся страна и которая стоила опальному Юрию Скуратову немало нервов, пришла к своему логическому завершению. А Совет Федерации, потративший на рассмотрение этого вопроса массу времени и сделавший отставного генпрокурора одной из популярнейших фигур политической сцены, потерпел серьезное поражение. Напомним, что именно на деле Скуратова в апреле СФ заработал очки и влияние, заставившие говорить о себе не просто как об одной из составляющих законодательной власти, а чуть ли не о "конечной инстанции", которая казнит и милует исключительно по своему усмотрению. Теперь КС фактически "поставил на место" Совет Федерации, запретив ему вмешиваться в отношения президента и генпрокурора, по крайней мере временно. Причем интересно, что СФ сам подстроил себе подобную "неприятность", именно он собственноручно инициировал рассмотрение дела, которое началось 11 ноября.
В постановлении КС говорится, что президент был обязан отстранить генпрокурора от должности, поскольку из Конституции и из Уголовно-процессуального кодекса вытекает, что в случае возбуждения в отношении генпрокурора уголовного дела он не может исполнять свои обязанности. Однако Основной закон не давал однозначного ответа на вопрос, может ли президент это сделать самолично, не посоветовавшись с сенаторами. Для чего главой государства и был издан обеспечительно-исполнительный акт, "дополнивший" Конституцию.
Понятно, что такое решение КС весьма обрадовало представителей президента, присутствовавших на заседании. К примеру, Михаил Митюков, представляющий в Конституционном суде интересы президента, заявил в интервью агентству РИА "Новости", что считает вердикт "позитивным и конкретным", а мнение КС "полностью согласуется с мнением президентской стороны". Он выразил надежду, что во избежание повторения подобных недоразумений полномочия президента в этом вопросе четко будут определены в законе в дальнейшем.
Сам Юрий Скуратов, разумеется, придерживается противоположного мнения. Видимо, решение КС настолько потрясло временно отстраненного генпрокурора, что он принялся обвинять судей в "материальной заинтересованности", то есть фактически в получении взятки от президента. По мнению Скуратова, вскоре судьям будет предоставлено материальное обеспечение, соответствующее обеспечению вице-премьеров российского правительства. Между тем надежды отставной Скуратов не теряет и призывает Совет Федерации бороться и дальше.
Бурю возмущения решение КС вызвало и у группы поддержки Скуратова, членов Совета Федерации. Как заявил в интервью журналистам вице-спикер СФ Владимир Платонов, сторонники генпрокурора "намерены продолжать борьбу за сохранение Скуратова в должности главы Генеральной прокуратуры", а за сенаторами "по-прежнему остается право и возможность по-иному решить этот вопрос".