0
951
Газета Политика Интернет-версия

01.12.1999 00:00:00

Сергей Кириенко: "Мы можем сделать жизнь в Москве дешевле"

Тэги: Кириенко, бюджет, выборы, Лужков, мэр


- Сергей Владиленович, обнародовав свою социально-экономическую программу развития Москвы, вы, конечно, сделали серьезную заявку на пост мэра. Однако многие москвичи вас не слышат и не хотят слышать, потому что за Лужковым - преображенная, отстроенная столица, а за вами - кризис 17 августа и страшное слово "дефолт". Вы понимаете, что в данной ситуации силы просто не равны?

- Я понимаю людей, которые не могут мне простить 17 августа. Я обязан натыкаться на ненавидящие взгляды и грозные крики о том, что я разорил народ. Но у нас очень часто пытаются людей показать глупцами. Это неправда. Я много езжу по стране и часто слышу: "Да, это было больно и неприятно. Но необходимо". В глубинке лучше осознают необходимость тех хирургических мер, потому что в результате девальвации и исчезновения пирамиды ГКО стала подниматься местная промышленность - леспромхозы, порты, старательские артели... А Москва, ориентированная на финансовые потоки, до сих пор не может прийти в себя. Нет ничего хуже неоправдавшихся надежд. Раньше был энтузиазм, нацеленный на достижение успеха в будущем, а сейчас человек живет с одной мотивацией: лишь бы не было хуже. Синдром поражения, депрессия. Весь политический центризм построен сегодня именно на депрессии - давайте ничего не делать, подождем, потерпим. Да, я отдаю себе отчет в том, что у Лужкова больше шансов, чем у меня. Не потому, что его система эффективнее и он больше сделал, а потому, что огромное количество людей находятся в политической депрессии. Они предпочитают пока делать выбор по принципу "лишь бы не было хуже". Они просто не верят, что можно сделать лучше.

- А вы уверены в том, что сделаете лучше?

- Бюджет, который Московская мэрия внесла на 2000 год, - это "явка с повинной". Все. Доработались. Чудо закончилось. В два раза предлагается сократить долю социальных расходов и в три раза увеличить расходы на обслуживание долга. Но Москва - это уникальное место, инфраструктурная естественная монополия. Здесь не надо сокращать расходы, увеличивать налоги и т. д. Просто надо сделать так, чтобы все налоги попадали в бюджет. Старая система управления не годится. Все знают, например, какая арендная ставка в Москве, сколько берет Мосгосимущество, сдавая официально помещения в аренду, и сколько реально вы заплатите, попробовав что-то снять: в 3-5 раз больше. Потому что за каждый чиновничий барьерчик надо платить. Или пресловутые парковки. От них попадает в бюджет только 10-15%, а куда идет остальная часть? Самое страшное в том, что ряд московских чиновников стали относиться к Москве, как к собственному бизнесу. Но это деньги москвичей. Значит, люди или не должны их платить, или они должны идти в городской бюджет, а не в частные карманы. Поэтому не надо увеличивать поборы, просто надо поправить систему.

- "Система" на это уже отреагировала?

- Да, истерика в мэрии уже началась. Со стуком кулаком по столу и криками, что Кириенко не умеет считать. Но мы каждый расчет своей программы делали двумя-тремя встречными перерасчетами. И убедились, что и через московский бюджет, и через внебюджетные фонды идет сознательное занижение доходов. Почему? Очень просто: то, что заложено в бюджет, распределяется Мосгордумой, а если это "дополнительные" доходы, то можно поделить их по-другому. В этом году, например, доходы были занижены как минимум на 23 миллиарда рублей. Мы уверены, что только первый этап внедрения нашей программы увеличит доходы городского бюджета на 78 миллиардов рублей, то есть на 2,6 миллиарда долларов. Мы можем сделать жизнь в Москве дешевле. Нынешняя власть ведет себя, как временщик: строят новые дома, а капремонты старых не проводят. Но ведь через 3-5 лет дома просто падать начнут. Сиюминутной угрозы дефолта в Москве нет, и его удается избежать, если уже сегодня бить тревогу. Не с точки зрения критики, а чтобы показать, что городским хозяйством можно и нужно управлять эффективнее.

- Среди москвичей бытует мнение, что Юрий Михайлович, как настоящий хозяин города, даже бандитов научил работать на Москву. Вы бы смогли это сделать? Как в случае победы на выборах вы собираетесь освобождаться от многочисленных "крыш"?

- То, что в Москве часто происходит сращивание криминала и власти, - это правда. Я не вижу в этом ничего хорошего. Это не мы заставили бандитов на себя работать, а они, легализовавшись, заставили нас работать на себя. Обратите внимание: почти во всех регионах страны в ходе выборов есть открытые попытки криминалитета пропихивать своих людей во власть. А в Москве этого нет. Логика такова: "Наши уже там. Все в порядке". А что касается "крыш", то это вопрос правил. В США, например, тоже был высокий уровень криминала, но выстроили систему правил, которые выгодны большинству. И все. Нельзя в одночасье добиться того, чтобы все чиновники не воровали, но заставить их разбазаривать меньше очень даже можно.

- Кажется, вы однажды уже говорили о том, что на этих выборах вам важна не победа, а участие. Как форма тренинга москвичей, чтобы побороть страх перед чиновником. Вы добились этой цели?

- Я говорил о том, что у Лужкова пока, конечно, шансов больше, чем у меня. Но для меня выборы - не только борьба за пост мэра, но и борьба за будущее России. Это спор двух моделей управления, спор на тему, кто главней - чиновник или человек? Сейчас этот спор идет в Москве, а завтра он будет проходить по всей стране. Но мне важно показать, что модель управления, о которой мы говорим, эффективнее как раз в Москве, городе, который принято считать лучшим образцом номенклатурного капитализма. И с этой точки зрения я уже победил, потому что наша программа - это победа.

- На одном из брифингов блока "Отечество - Вся Россия" было заявлено, что "Союз правых сил", лидером которого вы являетесь, получил некие гарантии от администрации президента на преодоление 5-процентного барьера на парламентских выборах в обмен на активное участие "правых" в кампании по дискредитации Примакова и Лужкова. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Абсолютная глупость. Мы не участвуем в кампании по дискредитации лидеров ОВР. Вряд ли кто-либо слышал от меня хоть одно плохое слово о Примакове или Лужкове. Если у ОВР принято считать дискредитацией экономическую программу или критику неэффективного управления хозяйством, то у них с нами разное понимание дискредитации. И вообще эта драка двух "семей" стала напоминать паранойю. Если на улице идет дождь, то это тайные происки Березовского, а если в магазине появились елочные игрушки, то это шпионско-диверсионная операция Примакова-Лужкова против Кремля. Все это говорит лишь о слабости политиков. Я бы предпочел открытую дискуссию об экономической программе. ОВР - носитель номенклатурного капитализма. Они доказывали свою эффективность именно Москвой. Говорили стране: да, вы живете плохонько, но если нас выберете, то будете жить, как в Москве. Это бред паразитирующей экономики. Ну не может паразит разрастись до размеров тела, ему просто есть будет нечего.

- Комментируя ваше участие в выборах московского мэра, журналист Александр Невзоров недавно заметил, что у вас, конечно, есть шанс стать градоначальником, но только при условии, что вы смените имидж "киндерсюрприза" на подобающую этой должности солидность.

- Это что - живот отрастить, усы и начать матом ругаться по телевизору? Кличку "киндерсюрприз" я услышал самый первый. Сидел в Думе, шло второе слушание. Ко мне подошел один из депутатов (не скажу кто, но он преподает в московском вузе) и говорит: "Сереж, мои студенты очень за вас болеют. Они прозвали вас "киндерсюрпризом" и просили вам передать вот это на удачу" - и протягивает мне шоколадное яйцо. Я хохотал до невозможности. Ну, сюрприз и сюрприз. А насколько "киндер"... Для российской политики вроде как "киндер", но зато у меня времени больше, я могу позволить себе не торопиться. Просто жаль, если мы потеряем еще 4 года.

- Как говорил классик, молодость - это недостаток, который быстро проходит. Но я заметила, что вы все же работаете над своим имиджем. В частности, вам удалось избавиться от "фирменной" фразы "давайте говорить честно". Вам кто-то это посоветовал?

- Сам избавился. Все дело в том, что, когда я пришел премьер-министром, мы вскрыли всю экономическую программу и я буквально оторопел: чего мы все друг другу врем? О каких увеличениях пособий говорим, когда у нас нет денег? Почему какой-то цирк подписываем с профсоюзами? Какой бред рассказываем о повышении расходов на армию, когда военным даже зарплату не платим? Что за Зазеркалье? И от ощущения необходимости разбить это кривое зеркало, получилось по Фрейду - я все время повторял: "Давайте говорить честно. Давайте жить по средствам". Депутаты на меня очень обижались. Они, как дети, привыкли играть с правительством: делали вид, что требуют денег, а правительство делало вид, что дает деньги. А я, "киндерсюрприз", нарушил эти правила игры.

- Сергей Владиленович, вы уже заявляли о том, что поддерживаете премьера Путина. Эта поддержка абсолютна, или она касается только действий правительства в Чечне?

- Я внимательно слежу за Путиным. Поддерживать надо не личность, а дела и поступки. Нас устраивает то, что делает премьер-министр. Но к президентским выборам это не имеет никакого отношения. Я, например, считаю, что правительство гораздо жестче должно действовать в отношении ситуации на Ломоносовском фарфоровом заводе и Выборгском комбинате. Негатив от того, что в стране можно не исполнять законодательство, несоизмерим со всеми доходами в бюджет. Власть не должна отмалчиваться, ведь все может рухнуть в один день, если не будет демонстрации того, что инвестиции в России твердо защищены законом. "Союз правых сил" принял решение до окончания парламентских выборов не определять кандидата в президенты, которого мы будем поддерживать. Но мы не исключаем, что это будет именно Путин. Если он предпримет решительные шаги по защите прав собственности, то мы проголосуем за него. Что касается Чечни, то мы намерены защищать Путина перед Западом в самой жесткой форме. А вот с подписанием договора по Белоруссии мы категорически не согласны и сделаем все, чтобы он не был подписан. Если же этот документ все же подпишут, то наша фракция в Госдуме откажется его ратифицировать. Не хватит голосов - обратимся в Конституционный суд для того, чтобы доказать неконституционность договора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости