![]() |
![]() |
![]() |
Игорь Иванов, улыбаясь, предложил Кнуту Воллебэку подождать. Но сколь долго, не уточнил. Фото Фреда Гринберга |
УСПЕХ российской дипломатии на Стамбульском саммите ОБСЕ, похоже, становится главной причиной усиления давления западных стран на Россию по чеченскому вопросу. Не сумев переиграть Москву в честной дипломатической игре, Запад идет на различного рода уловки.
Продолжение спектакля под названием "Гуманитарная катастрофа в Чечне" можно наблюдать в последние дни в Москве, в Париже, в Мадриде, в Вашингтоне, да и в других столицах. Интересным образом совпали сразу несколько событий: визит в Москву действующего председателя ОБСЕ, главы МИД Норвегии Кнута Воллебэка, беспрецедентное заявление директора-распорядителя МВФ, ярчайшим образом подтверждающее влияние политических сил на этот финансовый институт, признание сотрудником ЦРУ факта причастности к известным взрывам домов в Москве и Волгодонске международного террориста Усамы бен Ладена.
![]() |
![]() |
Обращает на себя внимание и то, что предание гласности фактов переписки, практически закулисных переговоров, норвежских дипломатов - сотрудников ОБСЕ с чеченскими властями, о чем "НГ" подробно сообщила в субботнем номере, не вызвала у московских политиков в минувшие выходные никакой реакции - вероятно, по сравнению с предвыборными страстями вопрос о политическом шулерстве Запада по отношению к России представляется не таким уж и серьезным. А напрасно.
В начале массовой пропагандистской кампании Запада против Югославии, предшествующей агрессии НАТО, тоже мало кто обращал внимание и на доверительные контакты представителей международных организаций с косовскими террористами, и на вроде бы ничего не значащие заявления все того же действующего председателя ОБСЕ Кнута Воллебэка. Но в итоге именно он дал отмашку военно-политическому руководству стран НАТО на начало бомбардировок сербских городов и сел, распорядившись 19 марта вывести из Косово миссию ОБСЕ. Примечательно, что смысл и формы выражений, применяемых Воллебэком, мало изменились за восемь месяцев. Так, например, за несколько часов до того, как первые ракеты посыпались на Югославию, в телефонном разговоре с президентом Слободаном Милошевичем Кнут Воллебэк призвал его "немедленно положить конец чрезмерному применению силы югославскими и сербскими силами в Косово". Ответ Милошевича в официальных бумагах ОБСЕ звучит так: "президент Милошевич тем не менее не продемонстрировал воли отступить". По отношению к чеченской кампании российских войск звучат те же требования в тех же самых выражениях: "немедленно положить конец чрезмерному применению силы, результатом которого становится возрастающее число жертв среди гражданского населения".
![]() |
![]() |
![]() |
Получив обращение от "министра иностранных дел Чечни" 19 сентября, руководитель группы содействия ОБСЕ просигнализировал начальству об озабоченности Грозного на следующий же день. |
Документы, указывающие на переговоры, ведущиеся за спиной Москвы Грозным и ОБСЕ, не единственные в своем роде. Примечательно, что большинство из оказавшихся в распоряжении редакции документов - обращения чеченских представителей к дипломатам ОБСЕ и следующие за этим сигналы руководителя группы содействия (ГС) ОБСЕ к вышестоящим инстанциям: действующему председателю Воллебэку, его представителю Киму Троваку, в секретариат ОБСЕ и т.д. Более того, многие из этих депеш московского офиса ГС оформлены как доклады группы и вместе с соответствующими письмами президента Аслана Масхадова, вице-премьера Казбека Махашева, "министра иностранных дел" Ильяса Ахмадова распространялись среди делегаций в штаб-квартире ОБСЕ в Вене в качестве официальных документов организации.
Так, например, 20 сентября глава ГС ОБСЕ в Чечне Одд Гуннар Скагестад сообщает наверх о присланном накануне, 19 сентября, письме за подписью Ахмадова и обращает внимание на выражение разочарования чеченской стороной тем, что ОБСЕ никак не вмешивается в российскую военную кампанию, и на настоятельные просьбы о необходимости заявления по этому поводу. Интересно, что в ахмадовском письме говорится о том, что "количество жертв перевалило за 200 человек" - этот факт привлекает внимание норвежца. Число погибших в Москве от взрывов домов к тому моменту уже значительно превышало 200 человек, но должного внимания со стороны ОБСЕ это не вызвало.
Вчера Кнут Воллебэк попытался сконцентрироваться на другом - желании съездить в Чечню. На переговорах с Игорем Ивановым этот вопрос о сроках и характере поездки действующего председателя был самым важным. Однако свой цели Воллебэк не добился. О том, что он будет настаивать на необходимости своей поездки, было известно давно. Но Москва, по сути, отказала ему в этом. Конкретных сроков, в которые российские власти разрешат действующему председателю ОБСЕ посетить Северный Кавказ, Иванов не назвал. А лишь сказал, что доложит об этой просьбе руководству, которое и примет решение. Руководство, как известно, чувствует себя неважно, а потому, вероятно, вопрос с поездкой Воллебэка затянется надолго. Россия вновь повернула ситуацию таким образом, как это выгодно ей. Кроме того, понятно, что скрытые контакты Воллебэка с чеченцами за спиной Москвы благожелательности в ее настрой по отношению к норвежскому дипломату привнести не могли. Хотя, по словам самого главы МИД Норвегии, ничего предосудительного в своем письме Аслану Масхадову он не видит. Отвечая на вопрос корреспондента "НГ", Воллебэк заявил, что контакты с Грозным осуществлялись не в обход России: копия направлена в Москву, письмо передано через ингушского президента Руслана Аушева, а кроме того, подобные контакты осуществлялись в 1995 году. Но министр не стал уточнять, почему Москву поставили в известность постфактум, и чем ситуация в Чечне 1995 года отличается от нынешней, когда чеченские власти фактически покрывают террористов.
Накануне приезда Воллебэка Запад провел артподготовку: директор-распорядитель МВФ Мишель Камдессю впервые пригрозил России лишить ее финансовой помощи, заявив в Мадриде, что "военная кампания в Чечне продолжает оставаться насильственной, и реакция общественного мнения на нее очень негативная, и мы не сможем в дальнейшем оказывать России финансовую помощь, если остальной мир этого не хочет". Под словами "остальной мир", надо полагать, уже давно понимаются Соединенные Штаты, де-факто определяющие кредитную политику МВФ. Сейчас Камдессю фактически подтвердил, что деньги фонда выдаются не по экономическим (письмо о выполнении согласованной с МВФ программы премьер Владимир Путин подписал в пятницу), а по политическим причинам. Интересно, что за день до обличительного выступления Камдессю парижский еженедельник "Экспресс" опубликовал интервью руководителя МВФ, в котором тот заявляет, что если отказаться от предоставления кредитов России, будет прерван процесс ее интеграции в мировую экономику. Странно, что так быстро Камдессю изменил свое отношение к этому вопросу.
Похоже, что непоследовательность и противоречивость политических шагов и заявлений лидеров Запада становится характерной особенностью, сопровождающей российскую военную кампанию на Северном Кавказе. Вчера американский еженедельник "Тайм" опубликовал признание сотрудника ЦРУ, согласно которому международный террорист Усама бен Ладен причастен к взрывам домов в Москве и Волгодонске. Такой вывод эксперты американской разведки сделали на основании данных, переданных им российскими коллегами. Установлено, что способ совершения терактов в российских городах идентичен тем методам, что использовались людьми бен Ладена при взрывах американских посольств в Найроби и Дар-эс-Саламе.
Официальные лица в Москве с самого начала войны на Кавказе предупреждали о той опасности, которую несет исламский терроризм не только России, но и странам Запада. Однако из политических соображений Соединенные Штаты и европейские страны очень долго разделяли проблему терроризма на Кавказе и проблему "террориста номер один". Всякие доказательства их взаимосвязи не укладывались в концепцию, выстроенную западными пропагандистами, о том, что Москва творит зло, а Грозный защищает добро. Теперь Западу приходится опровергать самого себя.