Александр Гуров. Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
- ПОЛИТИЧЕСКИЕ инициативы "Медведя" произвели эффект новогодней шутихи - экстравагантно, местами звучит просто абсурдно, так что всерьез, по-моему, никто их не воспринял. Ну в самом деле, в руках мэра Москвы и так сосредоточено столько же ресурсов, сколько у всех остальных регионов, а вы предлагаете отдать ему еще и кресло председателя Совета Федерации. Разве это не абсурдное предложение со стороны блока, который создан специально для противовеса лужковскому "Отечеству"?
- Ничего подобного. Давайте сразу договоримся не передергивать. Я юрист и привык к каждому сказанному, а тем более написанному на бумаге слову относиться серьезно. Ни я, ни Карелин, ни Шойгу - никто из нашего блока ни разу не произносил фамилии Лужков. Это не наше дело, а дело самих членов Совета Федерации, кто будет совмещать две должности. Может быть, и Лужков, а может быть, Строев или председатель какого-нибудь Законодательного собрания из далекого сибирского региона.
Мало того, я хочу особо подчеркнуть: когда мы предлагаем совмещение постов, мы говорим вовсе не о существующей должности мэра Москвы, а предлагаем ввести должность главы администрации Москвы как субъекта Федерации. Дело в том, что сегодня мэр Москвы занимает сразу две должности - одну муниципальную, что и следует из названия этой должности - мэр города, а другую - государственную, главы администрации субъекта Федерации. А по Конституции такое совмещение строго запрещено.
Возьмите любой другой субъект Федерации, ту же Тамбовскую область. Там есть глава государственной администрации - губернатор и есть глава муниципального образования - мэр Тамбова. Или, помните, был скандал в Ижевске года два или три назад. Там глава республики тоже хотел сделать, как в Москве, - переподчинить мэрию Ижевска правительству Удмуртии и управлять одновременно и субъектом Федерации, и городским хозяйством. Так вот ему это не позволили. Сначала Конституционный суд Российской Федерации постановил, что такое совмещение противоречит статье 12 Конституции, а затем еще президент Российской Федерации издал специальный указ, чтобы привести все в соответствие.
Возникает вопрос: почему главе Удмуртии Волкову нельзя, а мэру Москвы Лужкову можно? У нас что, Москва уже отделилась от единого правового пространства России? Именно сейчас, в предвыборный период, возник благоприятный момент для наведения конституционного порядка в вопросе о статусе столицы России.
- Какова первая реакция членов Совета Федерации на ваш проект?
- А это смотря на что реакция. На сообщения прессы о том, что мы якобы продвигаем мэра Москвы в спикеры, реакция у большинства была, скорее, негативная. Но когда начинаешь разъяснять реальное содержание, что мы, наоборот, предлагаем Совету Федерации избирать из числа сенаторов главу администрации Москвы, а мэр Москвы остается при этом только должностным лицом местного самоуправления, - это вызывает неподдельный интерес. Даже председатель Московской городской Думы Платонов, который сначала, не заглянув в святцы, бухнул в колокола - мол, проект явно неконституционный, потом, когда все-таки ознакомился, признал, что он имеет право на существование. Хотя уж он-то является более чем заинтересованным лицом. Ведь мы предлагаем и Московскую городскую Думу сделать муниципальным представительным органом, а это означает потерю Платоновым членства в Совете Федерации.
Хотя как раз в этом пункте может быть найден компромисс. Мосгордума, если, конечно, она поддержит наш законопроект, вполне может остаться законодательным органом. Это даже повысит ее статус в системе государственных органов, она как бы станет законодательным оппонентом не просто главы администрации, но и главы Совета Федерации. А помимо нее может быть создана палата муниципальных советников, включающая представителей всех муниципальных округов Москвы. При этом естественно будет выделить в отдельные муниципальные образования город Зеленоград и другие анклавы территории Москвы за пределами МКАД.
- Хорошо, суть предложения "Медведя" вы разъяснили. Но пока не очень понятно, зачем это нужно делать?
- Я вынужден ответить вам совершенно банально. Если существующий порядок противоречит Конституции, то нужно приводить ситуацию в соответствие с ней.
- Нет, это понятно. Но ведь можно просто разделить должность мэра Москвы на две, ввести дополнительно пост губернатора Москвы, и вовсе не обязательно совмещать этот пост с постом спикера Совета Федерации. Разве не так?
- Теоретически, безусловно, так. Но на практике, чтобы принять закон, особенно такой политически важный, затрагивающий интересы буквально всех институтов власти, как закон о статусе столицы, необходимо политически заинтересовать всех участников законодательного процесса, прежде всего членов Совета Федерации. Мы им делаем предложение, от которого невозможно отказаться. Предлагаем всем членам Совета Федерации - и губернаторам, и председателям законодательных собраний - совместно взять контроль над исполнительной властью столичного субъекта Федерации. Кроме того, каждый из них, и никто кроме них, может при желании и согласии коллег лично возглавить исполнительную власть города Москвы. На наш взгляд, это серьезное деловое предложение.
- Другой вопрос, для чего вы это предлагаете. Какую политическую цель преследует "Медведь"?
- На этот вопрос мы тоже с самого начала отвечаем открыто и честно. Мы преследуем три взаимосвязанные цели. Первое - наведение чисто политическими средствами конституционного порядка в системе власти города Москвы, чего сейчас не наблюдается. Ну не имеет конституционного права муниципальное должностное лицо или даже глава исполнительной власти субъекта Федерации своими постановлениями вводить особые режимы регистрации в отдельно взятом городе, а тем более в столице государства.
Заметьте, мы говорим сейчас не о целесообразности введения таких особых режимов. Может статься ситуация, когда такой режим понадобится. Но введение такого режима и по Конституции, и по федеральному закону, определяющему порядок регистрации по месту жительству, является исключительной прерогативой федерального правительства. А то, что мы имеем сейчас, с юридической, да и с политической точки зрения, является типичным проявлением регионального сепаратизма. Главный парадокс, что от всей России пытается отделиться или хотя бы отгородиться столица государства.
Если же глава администрации столицы будет избираться высокими представителями всех российских регионов, то это и есть гарантия того, что в столице страны права граждан из других регионов будут защищены не меньше, чем права самих москвичей. Кстати, права жителей Москвы будут гарантированы, постольку поскольку их по-прежнему будут отстаивать депутаты Московской городской Думы, принимающие законы города Москвы.
Вторая, еще более важная цель - преодолеть наметившуюся тенденцию политического раскола Совета Федерации и гарантировать на основе закона о статусе столицы единство всей Федерации.
- А если члены Совета Федерации согласятся назначать столичного губернатора, но не станут избирать его председателем?
- Это было бы плохо, потому что не разрешает главной политической проблемы, во-первых. А во-вторых, реально ущемляло бы права десяти миллионов граждан России, живущих в Москве. Ведь мы предлагаем лишить их права избирать себе губернатора прямым голосованием. Но при этом даем им полноценную компенсацию. Им гарантируется, что их глава администрации будет председателем Совета Федерации. Кроме того, им фактически гарантируется благоприятное отношение всего Совета Федерации к вопросам федеральных субвенций в бюджет столичного региона и другим насущным проблемам Москвы. Это вполне равноценная замена. Тем более что права избирать мэра Москвы как главу местного самоуправления москвичей никто не лишает.
- Все равно что-то здесь не сходится. Может быть, все это затеяно для решения одной политической проблемы, чтобы помочь мэру Москвы сбросить излишки политического веса, который он явно не тянет? Но взамен мы получаем еще более мощную политическую фигуру, которая может подмять под себя гораздо больше.
- Не совсем так. Во-первых, полномочия губернатора Москвы будут ограничены политически со стороны членов Совета Федерации. Предполагается, что через год работы они могут снять его с поста простым большинством голосов, а до этого срока - в любой момент двумя третями голосов. Эти полномочия будут ограничены по времени пребывания на посту - не более четырех лет. Они изначально ограничены по предмету полномочий - не больше и не меньше, чем у любого другого губернатора. И наконец, они будут ограничены за счет наличия в столице еще двух политически мощных субъектов, ответственных за управление столицей.
Чтобы правильно установить баланс полномочий, необходимо прежде всего четко разграничить три их уровня. Всеми муниципальными делами, включая коммунальное хозяйство, дороги, общественный транспорт, школы, больницы, муниципальная милиция, по-прежнему будет ведать мэр Москвы, избираемый москвичами. Это будет точно такая же политически мощная фигура, как и сейчас. Мэра Москвы будет уравновешивать не менее мощная политическая фигура губернатора столицы и по совместительству председателя Совета Федерации. В его функции, как и у всех других губернаторов, входит контроль деятельности ГУВД Москвы, утверждение законов, исполнение государственного бюджета столицы, отдельного от муниципального.
И наконец, будет третья политическая фигура, поддерживающая баланс между двумя вышеназванными. Федеральные столичные функции, то есть гарантированное обеспечение деятельности федеральных органов власти, сегодня разделены между тремя субъектами управления. Это - управление делами президента (здания), это мэрия Москвы (инфраструктура) и префектура Центрального административного округа Москвы (территория). Есть смысл объединить собственно столичные функции в руках Управления Федерального столичного округа. Было бы естественным назначить префектом Федерального столичного округа Павла Бородина. Префект Федерального столичного округа должен иметь статус федерального министра. Это обеспечивает решающее участие президента России, федерального правительства и Государственной Думы в управлении столицей.