Анализ ситуации
На сегодняшний день, данные ведущих российских центров изучения общественного мнения, показывают сохранение тенденции существенного перераспределения избирательных предпочтений. Последние результаты, представленные ЦСИ МГУ, а также ВЦИОМ, ФОМ, РОМИР, АРПИ (опубликованные в СМИ и создающие дополнительное воздействие) практически единогласно показывают некоторый отток электората от Е.М. Примакова к В. Путину и, в меньшей степени, от ОВР к "Единству". Кроме того, сегмент неопределившихся избирателей, постепенно сокращаясь, также более активно выступает в поддержку председателя правительства.
Причины ясны - это беспардонная информационная атака на лидеров ОВР в СМИ, благожелательная для властей экономическая ситуация, жесткие действия в Чечне, но прежде всего административный ресурс В. Путина.
Необходимо отдавать себе отчет в том, что ситуация изменилась и, таким образом, основные сценарии действий, изложенные в записках сентября-октября теряют актуальность, поскольку:
1. В. Путин воспринимается избирателями как кандидат "номер один" в президенты с большой электоральной поддержкой. В. Путин представляется наиболее перспективным кандидатом, выигрывающим у любого соперника во втором туре.
2. Тема несамостоятельности премьера не оправдана как основная. В. Путин сумел договориться с С. Шойгу и Н. Аксененко. Его позиции на посту председателя правительства достаточно крепки. Однако, тему зыбкости положения В. Путина следует постоянно держать в общественном мнении.
3. На основании прогноза состава ГД, и ориентации членов СФ, у ОВР и лидеров движения меньше убедительных оснований выступать в образе правящей в Думе партии.
4. У ОВР нет достаточно мощных информационных рычагов федерального уровня, хотя необходимость активности в этом направлении уже акцентировалась (см. нашу Записку # 11).\В этом случае, основным вариантом действий представляется предложенный консультантами т.н. "Сценарий 17-го января" (см. Приложение к Записке # 10). Сегодня разработка этого варианта актуализировалась.
Состав Государственной Думы
В настоящее время наиболее прогнозируем следующий вариант расклада сил в будущей Думе.
Пятипроцентный барьер проходят четыре избирательных блока. При голосовании по спискам за КПРФ - 20%, "Отечество - Вся Россия" - 16%, за "Яблоко" - 11%, "Медведь" - 7%. Список перспективных кандидатов в одномандатных округах существенно менее подвижен, и, таким образом:
КПРФ - 138 депутатов (31% от всего депутатского корпуса),
ОВР - 108 депутатов (24%),
"Яблоко" - 56 депутатов (12%),
"Медведь" - 37 депутатов (8%).
Независимые депутаты (включая "партийных" депутатов-одномандатников от СПС и ЛДПР) - 110 депутатов (24%).
КПРФ имеет преимущество перед ОВР в 28-30 депутатских мандатов, что принципиальным образом не повлияет на расстановку сил в новом депутатском корпусе в целом <...>
ОВР, в свою очередь, набирает достаточное количество мандатов для политического торга с КПРФ в качестве равноправного партнера.
Учитывая ведущуюся работу в регионах, ориентированных на КПРФ, договор о занятии Е.М. Примаковым поста спикера нижней палаты по прежнему вполне перспективен. Но стратегия начала президентской кампании Е.М. Примакова сильно затруднена. Необходимо действуя на основе концепции правительства парламентского большинства, активизировать достижение предварительной рамочной договоренности с КПРФ по вопросу о вотуме недоверия правительству В. Путина новым составом Государственной Думы.
Вариант "17 января" (примерная последовательность политических событий)
- Постановка вопроса о недоверии Правительству В. Путина и голосование по этому вопросу (до конца января).
- Положительное решение Думы по данному вопросу. Отклонение его президентом, с назначением В. Путина исполняющим обязанности председателя правительства, при отсутствии у него возможности распустить Думу.
- Государственная Дума резко повышает свой статус единственного новоизбранного легитимного органа власти и (наравне с Советом Федерации) воспринимается как центр государственной ответственности.
- Пост спикера занимает член КПРФ, либо сателлитных депутатских групп, Дума начинает активную работу на фоне бездействия исполнительной вертикали. На фоне исчерпанности кадровых резервов Кремля Е.М. Примаков, как фактический лидер Думы, объявляет решение о борьбе за президентский пост с параллельным предложением создания коалиционного правительства парламентского большинства.
- Вступление и.о. председателя правительства В. Путина в борьбу происходит в полной и очевидной для массового избирателя его зависимости от поддержки президента и Семьи, что уже минус (любой пост юрисдикции президента - министра или главы администрации на этапе избирательной гонки уже не является ресурсом).
- Через ГД в координации с СФ начинают реализовываться законодательные инициативы; предложение создания коалиционного правительства большинства - сильный политический ресурс Е.М. Примакова.
- Актуализируется вопросы парламентских проверок избирательной кампании В. Путина и парламентского контроля уголовных дел Семьи и Б. Березовского (публичное снятие депутатской неприкосновенности с Б. Березовского явится мощным и популярным политическим шагом новой Думы).
- "Исполняющий обязанности" В. Путин перестает быть определенным ориентиром для значительной части губернаторов, а Б. Ельцин будет служить для многочисленных членов СФ объектом для набора популистских очков.
- К выборам президента России Е.М. Примаков приходит в роли умиротворителя нового кризиса. Эта роль как уже было доказано востребована широкими кругами населения и политических элит. Лишение В. Путина главного ресурса является условием потери им значительной части электоральной поддержки уже на старте избирательной кампании.
Сценарий "17 января" (план)
Вотум о недоверии правительству принимается большинством голосов от всего состава ГД (226 голосов). В условиях блокировки КПРФ и ОВР, даже при наличии некоторого количества отсутствующих и голосующих иначе, обеспечено наличие 200-210 голосов.
Позиция депутатов "Яблока" определяется их скованностью амбициозной личностью Г. Явлинского, критикой уже нынешней политики В. Путина, которая, несомненно, усилится. Это делегирует по крайней мере четверть голосов (15-20) тех, кто не пойдет на любой шаг, который может быть истолкован как "легли под президента и правительство".
Таким образом необходимо всего лишь несколько голосов из более чем ста "независимых" депутатов.
Более того, даже при преодолении ЛДПР 5% барьера, наличие большого количества одномандатных кандидатов, ориентированных на КПРФ и ОВР, позволяет предположить набор 220 голосов.
Государственная Дума не может быть распущена, причем в данном случае это дублируется сразу несколькими статьями, а на другие меры у президента и правительства нет политического мандата.
Несомненно, что к отставке правительства будут дополнительные объективные причины, которые необходимо реализовать как в политической борьбе, так и в массовом сознании. Уязвимыми местами В. Путина являются:
во-первых, отсутствие экономической программы развития, что оценивается как основной показатель для ЯБЛОКа и право ориентированного электората.
Во-вторых, при любом своем развитии (вплоть до успешного штурма Грозного) чеченская операция к этому времени наберет такое количество отрицательных очков, что одно это может являться главной причиной отставки.
В-третьих, что может быть увязано с предыдущим подпунктом, это может быть моральное недоверие по вопросу о "гарантиях Семье", нераскрытых громких заказных преступлений, препятствию следствию и преследованию Б. Березовского и покровительство одиозным фигурам, справедливо вызывающих массовое негодование. Важно помнить, что В. Путин в этом случае - последняя ставка Ельцина, и не может быть им уволен - следовательно, не имеет возможности и набирать популярность "несправедливо уволенного", повторяя путь Е.М. Примакова. В этом случае рассматриваемый вариант обеспечивает ОВР и его лидеру решающее преимущество на старте президентской кампании 2000 года и становится переломом в политической борьбе.
(Документ дается при полном соблюдении, включая пунктуацию, аутентичности текста, которым располагает редакция.)