В Москве что-то изменилось. Это можно считать свершившимся фактом. Остается только понять - к добру оно или к худу.
Три с половиной года назад столица тоже готовилась к выборам мэра. Но тогда было совершенно ясно, что голосование - не более чем формальность. Единственному кандидату Юрию Михайловичу Лужкову противостояло нечто красное и почти не существующее: без имени, без биографии, без хотя бы нищенского авторитета. Избирателю предоставлялась приятная возможность дать коммунистическому претенденту щелчок по носу, и он, избиратель, не преминул отвести душу - популярнейший мэр собрал 90% голосов. Уникальная цифра для политизированной столицы!
Теперь все иначе.
Очень вероятно, что действующий градоначальник на своем посту останется. И вполне возможно, одного тура ему для победы хватит. Но и в этом удачном случае тот же мэр будет руководить другим городом. Многое изменилось!
Возмутителем спокойствия стал Сергей Кириенко. Когда он впервые объявил, что выставит свою кандидатуру, это казалось шагом, чересчур авантюрным для серьезного политика - ведь шансов практически нет! Однако позже выяснилось, что победа отнюдь не единственный, а порой и не самый важный приз для участника гонки┘
Московские СМИ отозвались на новость так дружно и так визгливо, будто всем им в физиономии плеснули уксусом. На Кириенко обрушился поток брани. Самые деликатные журналисты сравнивали его с использованным презервативом, остальные выражались покруче. Программой неожиданного претендента никто не интересовался, сам факт вступления в борьбу подавался как неприличный и чуть ли не преступный. Да и Юрий Михайлович высказался так раздраженно, словно наглый чужак, забравшись в его личный огород, посягнул на самую любимую морковную грядку.
Именно неадекватная реакция столичной власти озадачила москвичей и заставила взглянуть на происшествие повнимательней.
Ведь что, собственно, случилось?
Не уголовный авторитет, не лоточник с Бутырского рынка - крупный политик, недавний премьер-министр России решил участвовать в борьбе за пост мэра столицы. Где тут криминал? В честь чего истерика?
Не так давно Юрий Михайлович сказал, что в России не власть, а режим. Но когда о президентских амбициях заявил чуть не десяток политиков, в том числе Примаков и сам Лужков, их никто с использованными презервативами не сравнивал. Московский мэр обижается на травлю - но как тогда назвать абсолютно бездоказательную и предельно хамскую критику, которой всенародно избранный президент страны подвергается в московской печати буквально с момента инаугурации? Российская пресса пишет о своем президенте что хочет и как хочет - столичная своего мэра только гладит и облизывает, любая серьезная критика в адрес московских властей отметается с порога. Я считаю, что были основания возмутиться "наездами" на жену градоначальника. Но почему глава столицы ни разу не возмутился непрерывными грязными нападками на дочь президента?
Вот и решай после этого, где режим - в России или в Москве...
За Лужковым стояла вся московская пресса, за Кириенко хоть бы одна стенгазета. Его не защищал никто - но хулители "раскрутили" Сергея Владиленовича столь успешно, словно им заказали со стопроцентной предоплатой именно такой результат. Все его претензии к московскому начальству шумно опровергались - но тем самым тиражировались и наталкивали на размышления. А поразмышлять было о чем.
Ну хотя бы о самом наглядном - об искусстве. За неполное десятилетие демократии мы усвоили, что городская власть не имеет права быть меценатом - ведь платит налогоплательщик, значит, он и меценат. Так вот, нас кто-нибудь спросил, нравится ли нам, например, в центре города битюг победоносного маршала с физиологично задранным хвостом? С нами советовались перед тем, как над баржами и речными трамвайчиками вознесся выше всякого здравого смысла то ли флибустьер, то ли гондольер, то ли китобой, безнадежно уродуя московский пейзаж? А прижизненный музей Александра Шилова - это Союз художников настоял? Насколько я помню, ни Серов, ни Врубель, ни Коненков такого не удостаивались.
Хватает вопросов и вне сферы искусства.
Насколько, например, оправданно вложение денег в торговый шедевр - яму на Манежной?
Когда окупятся и окупятся ли когда-нибудь эксперименты на ЗИЛе и АЗЛК?
Почему в городской Думе нет ни намека на оппозицию? Стоило ли на последних выборах так решительно проталкивать в Думу "список мэра"? Конечно, клиническая толпа из Охотного ряда, ведущая непрерывную войну с Россией, смотрится отвратительно - но если законодательная власть только поддакивает исполнительной, может, экономней вообще без нее?
И разве не прав Кириенко, когда утверждает, что расходы московского правительства надо тщательно проверять? Ведь байки о том, что все помпезные стройки оплачиваются из внебюджетных фондов, годятся разве что для дошкольников - это те же деньги москвичей, только оформлены иначе┘
Лужков назвал Кириенко слабым противником. Судя по рейтингам, основания для такой оценки были. Но тогда почему слабый противник держится на редкость спокойно, а сильный дергается от каждого укуса прессы? Многолетняя ласка карманных журналистов, бесспорно, приятна, но вот держать удар не научит┘
Я не стану агитировать "Голосуйте за Кириенко!" хотя бы потому, что сам еще не решил, кому отдам свой голос. Я просто рад, что в Москве пройдут настоящие выборы - а они настоящие только тогда, когда есть из кого выбирать. Сейчас - есть. Лужков очень много сделал для города, и его достоинства, безусловно, перетянут недостатки, тем более что москвичам он хорошо известен, и не факт, что они захотят искать добра от добра. Бородин - прекрасный хозяйственник, энергичный, открытый человек, верный своим нравственным обязательствам, не бросающий друга в опале или болезни. Кириенко - один из самых перспективных политиков России в начале нового века, умный, образованный, способный ради блага страны взять на себя самое непопулярное решение, - а таких у нас раз, два и обчелся.
Но кто бы из этих троих ни выиграл в декабре, москвичи уже выиграли. Хотя бы потому, что Москва перестала быть "городом строгого режима", где о действующей власти или хорошо, или ничего. Ведь так положено только о покойниках. А покойникам, даже очень опытным и талантливым, трудно управлять городами┘