ПРОБЛЕМА утечки мозгов из России стоит очень остро. Из лучших лабораторий академических институтов уехало на Запад до половины сотрудников, причем это обычно самые активные, квалифицированные и талантливые ученые. С моей очень небольшой кафедры биофизики в Российском государственном медицинском университете три далеко не худших сотрудника уехали за рубеж (а еще трое - из лаборатории), и вернутся ли - неизвестно.
Нам говорят, что у государства мало денег на науку. Это правда. Денег и вообще-то не густо, но на науку и образование их особенно жалко. В развитых странах на науку идет 4-5% всех расходов, у нас же в 2000 году на науку предусмотрено выделить 1,8% от расходной части бюджета, что почти в 12 раз меньше ассигнований на оборону, МВД, ФСБ и вчетверо меньше затрат на международную деятельность. "Наверху" понимают, что нужны деньги на изготовление оружия и закупку лекарств, на выплату МВФ, но не хотят понимать, что при разрушенной науке и малограмотном населении у страны никогда не будет ни инженеров, ни врачей, ни своего оружия, ни своих лекарств, а будут только займы и беспросветная бедность. Воровать, правда, будет легче.
Российской науке и образованию в трудную минуту помогали многие, среди них не последним оказался преуспевающий банкир, уроженец Венгрии Джордж Сорос. На свои средства он организовал фонд, который начиная с 1987 года истратил на поддержку науки, образования и компьютерных сетей в России 650 млн. долларов, оказав, в частности, материальную поддержку более чем 33 тыс. ученых и учителей. С марта 1994 года действует Международная соросовская программа образования в области точных наук (ISSEP). В рамках программы проведена огромная и полезная работа. Это и всероссийские олимпиады школьников, и постоянно действующие конференции в регионах, на которых соросовские профессора выступают с лекциями перед учителями, студентами и школьниками, рассказывая о последних достижениях в той или иной научной сфере. Очень популярен в школах и вузах соросовский образовательный журнал, статьи в котором написаны лучшими учеными России. Тираж его бесплатно распространяется по российским школам. Завершается работа над энциклопедией в 10 томах, где в доступной форме изложены современные достижения биологии, химии, физики, математики и науки о Земле.
Сохранению российских мозгов немало способствовала персональная поддержка, а попросту говоря - денежная помощь, которую в течение пяти лет оказывал Фонд Сороса лучшим профессорам, доцентам, учителям средних школ и студентам. Благодаря этим средствам соросовские лауреаты получили возможность плодотворно заниматься своим главным делом - наукой, преподаванием и учебой, не размениваясь на поиски побочных заработков.
Однажды меня спросили: не стыдно ли мне получать деньги от иностранного банкира? Я подумал и решил: нет, не стыдно. Наука, которой служат российские ученые, нужна не только России, но всему человечеству. Любой врач в любой точке земного шара через Интернет и библиотеки может ознакомиться с результатами работы моей лаборатории и будет вести более рациональное лечение. И это относится к любому достижению науки в любой стране.
После какого-то периода финансовых вливаний в нашу науку и образование Джордж Сорос предложил правительству России дальнейшее финансирование программ вести на паритетных началах. Долго ответа не было вообще. Потом дело начало улучшаться, но медленно. Из обещанных 10,5 млн. долларов выплатили 3,9 млн. С остальным пока неясно. Между тем кое-где все же сообразили, что получать деньги "из-за бугра" и на паритетных началах неплохо. Поддержать помощь ISSEP согласился президент Грузии Эдуард Шеварднадзе; администрация Санкт-Петербурга и Ростовской области также приняли решение выплачивать гранты соросовским профессорам и учителям из своего бюджета. Российское правительство пока думает.
Нельзя не сказать и о влиянии Фонда Сороса на моральное состояние ученых и вообще интеллигенции в России. Соросовский учитель и профессор - это человек, который получает приличные по нашим меркам деньги именно за то, что он хороший ученый и хороший преподаватель. Это ли не моральное поощрение? Не так ли и наше государство должно поощрять свои лучшие умы и таланты?
Но иногда доводится услышать прямо противоположное. От одного чиновника, руководящего научными исследованиями (извините, скрою его имя), я слышал буквально следующее: Сорос не зря платит деньги нашим профессорам: наверное, через разные анкеты он собирает сведения о наших ученых для спецслужб. Меня поразило не предубеждение этого человека, поразила безграмотность в вопросе, которым он занимается. Кроме определенного круга лиц, ведущих секретные разработки (они в открытых конкурсах, понятно, не участвуют), любой ученый все основные результаты своих исследований публикует в научных журналах, и все это может прочитать в любое время каждый человек на земном шаре. Искать в анкетах те же сведения в урезанном виде может только ненормальный. Но подозрительность, связанная с плохим знанием дела, так или иначе мешает многим правильно оценить деятельность тех, кто протягивает нам руку помощи. А это вредит делу.
Знаете, что происходит, когда человек вынужден голодать? Сначала расходуются жировые отложения, потом уменьшается вес мышц и внутренних органов. Но мозг остается совершенно незатронутым до самого момента смерти от голода. За миллионы лет эволюции живая материя поняла: самое ценное в организме человека - его мозг; он должен функционировать во что бы то ни стало. Кто этого не понял - не выжил.