0
1303
Газета Политика Интернет-версия

23.11.1999 00:00:00

Информационная война в телеэфире перешла в новую стадию

Тэги: Башкирия, Доренко, Сванидзе, телевидение


Рисунок Вадима Мисюка

РЕШЕНИЕ парламента Башкирии приостановить с 21 ноября до 19 декабря трансляцию на территории республики аналитических программ Сергея Доренко (ОРТ) и Николая Сванидзе (РТР) по той причине, что они якобы грубо нарушают предусмотренный законом ход проведения избирательной кампании, стало логичным продолжением четвергового заседания республиканского Совета безопасности. Напомним, что на нем глава республики Муртаза Рахимов призвал руководство Башкирии способствовать поддержанию престижа блока "Отечество - Вся Россия". Господин Рахимов, являющийся, как известно, одним из региональных столпов ОВР, тогда заявил буквально следующее: если в Башкирии за ОВР проголосуют около двух миллионов избирателей, то думские мандаты получат люди, которые "достойно смогут защищать интересы не только республики, но и всей Российской Федерации".

Одним словом, Рахимов объявил на территории отдельно взятой республики РФ мобилизацию всего населения на борьбу с противниками блока Лужкова-Примакова. Местные власти, естественно, тут же взяли под козырек - и республиканский парламент уже отметился введением цензуры не телевидении. Надо полагать, что теперь в Башкирии начнется настоящее соцсоревнование - кто круче поддержит ОВР и ущемит политических противников Рахимова и кто в достижении этой благородной цели больше всех нарушит местных и федеральных законов.

На самом деле ничего удивительного в таком развитии выборной кампании в Башкирии нет. Именно в таких целях российские партии и движения и сделали ставку на губернаторов. По сравнению с такой силой, способной в одночасье, без консультаций с федеральным Центром "временно" ограничить свободу слова или другие свободы на "своей" территории, просто детскими играми представляются пропагандистские схватки на центральных телеканалах, приемы черного PR и другие прелести нынешней избирательной гонки. Другое дело, что большая часть региональных лидеров все-таки предпочитает действовать в чьих-то интересах не так открыто и грубо, как г-н Рахимов, но сути их вовлеченности в избирательный процесс это не меняет.

Причем любопытно, какие несогласованные заявления делают лидеры ОВР. Так, объясняя решение башкирского парламента, г-н Рахимов вчера в Москве заявил, что из-за аналитических программ Доренко и Сванидзе в республике значительно вырос рейтинг левых - до 60%. То есть они увеличивают популярность коммунистов, а коммунисты - это плохо. А вот руководитель ОВР Евгений Примаков так не считает. Выступая в выходные дни перед избирателями в ДК "Ростсельмаш", он заявил, что не хотел бы говорить о противоречиях с КПРФ, поскольку "одним из лозунгов блока ОВР является "Не против, а за". "Мы не отрицаем, что было много хорошего и раньше. Перечеркивать свою историю не только смешно, но и недостойно", - утверждает г-н Примаков. Да и другой лидер ОВР Юрий Лужков, как известно, когда ему это нужно, может очень умело договориться с коммунистами. Так что, видимо, отнюдь не рост популярности коммунистов привел к введению цензуры в Башкирии. Рейтинг левых растет, как правило, не благодаря телеагитации, а из-за плохих условий жизни населения. А условия эти в Башкирии создают, очевидно, не Доренко со Сванидзе, а Муртаза Рахимов и его парламент.

ОТНЫНЕ жители Башкирии лишены возможности смотреть по воскресеньям программу Сергея Доренко на ОРТ и программу Николая Сванидзе "Зеркало" на РТР. В минувшее воскресенье вместо них были показаны мелодрама "Потерянная дочь" и американский боевик "Кобра". Башкирские парламентарии полагают, что эти программы нарушают законодательство о выборах в Госдуму. Кажется странным: неужели башкирские законодатели не знают, что подобные постановления являются прямым нарушением Конституции, конкретнее - права граждан на получение информации, записанного в Основном законе.

Вообще на прошлой неделе Сергей Доренко стал героем различных "запретительных" санкций. Днем раньше коллегия Большого жюри Союза журналистов России вынесла вердикт: Доренко не вправе называться журналистом, так как он "не соблюдает принципов поведения, установленных мировым журналистским сообществом". Почему общественный третейский суд, которым в данном случае является Большое жюри, принимает жалобы от лиц, не имеющих отношения к журналистике, - в данном случае Юрия Лужкова? Скорее всего сработало общее неприятие журналистской манеры Доренко и своего рода ревность к резкому повышению рейтинга его программы на фоне ослабевшего интереса к его более выдержанному и почти респектабельному коллеге-конкуренту Евгению Киселеву. В самом этом факте нет ничего удивительного: можно по-разному относиться к Доренко, но, если отсеивать его порой неуместный и раздражающий публицистический пыл и многочисленные "архитектурные излишества", все равно останется достаточно информации, подтвержденной вполне конкретными фактами. Например, что касается строительства больницы в Буденновске. После коротеньких кадров выступления Юрия Лужкова, в котором он заявил, что Москва не потратила ни копейки на Буденновск, разве нельзя не согласиться с Доренко, что до этого мэр говорил неправду?

Точно так же можно еще где-нибудь запретить "Зеркало". Это, как показывает практика, сделать несложно. Сложнее, пожалуй, обратить внимание на тот факт, что заместитель министра внутренних дел Николай Зубов, приглашенный в передачу Сванидзе, гораздо меньше озабочен проблемой, кто у кого и в каком году передрал кадры, чем готовностью столичной милиции к борьбе с терроризмом. Порой кажется, что и на самом телевидении, и вокруг телевидения гораздо больше внимания стали уделять форме, нежели содержанию того или иного сюжета, того или иного высказывания. Доренко не нравится тем, что грубит, Сванидзе не нравится тем, что кадры ТВ-6 выдает за кадры МВД... Словно и грубость Доренко, и подмена кадров - вещи самодостаточные. На самом же деле это те деревья, за которыми многие не хотят видеть леса. Чем ближе к выборам, тем больше гонка за формой на некоторых каналах по скорости приближается непосредственно к предвыборной гонке. Евгений Киселев, например, в воскресных "Итогах" решил по возможности резко сменить имидж и предстать в не совсем привычном амплуа чуточку разбитного, чуточку развязного, чуточку своего парня, но по-прежнему респектабельного и о-очень серьезного. Выражения вроде "розоватый политик" (о Григории Явлинском), попытки наладить живую жестикуляцию, вертящиеся в руках очки, желание придать диалогам легкость и разговорную живость ("Тут кто-то сказал, что Бородин теперь главный соперник Лужкова на выборах мэра". - "Кто сказал?" - "Ну какой-то ведущий на каком-то канале, разве я могу всех упомнить?" - это о Павле Шеремете и субботнем "Времени") - казались оправданными на фоне падения рейтинга, но не очень оправданными с точки зрения уместности попытками подменить обновленной формой законсервированное содержание. Разве что беседа с Александром Солженицыным обещала привнести что-то новое. Но, к сожалению, кроме давно и многими обкатанных мыслей о несовершенстве нашей избирательной системы и небольшого расшаркивания в адрес Примакова, ничем больше классик русской литературы умов не потревожил. Но - галочка поставлена: пока вы тут на других каналах грязное белье перебираете, мы на НТВ к вечному приобщаемся. По форме - приятно и прилично. По сути - ничего.

Не избежало некоторой подмены формой содержания и ОРТ. В субботней программе "Время" после результатов традиционного опроса насчет политического доверия к политикам Павел Шеремет попытался объяснить взлетевший до 42% рейтинг Владимира Путина, не ограничиваясь его "чеченским" вкладом. Сделал он это довольно изящно, оперируя сменяющими друг друга на экране цифрами, таблицами, понятными разве что специалистам и доказывающими рост экономического благосостояния страны. Однако и не очень подкованному по части экономики зрителю совершенно понятно, что напрямую связывать определенные сдвиги в экономике и в благосостоянии населения (ликвидация задолженностей по зарплате и пенсиям, рост промышленного производства на 8% и пр.) с именем нынешнего премьер-министра нельзя. Учитывая объективные процессы в экономике, скорее можно говорить не "благодаря Путину", а "в период руководства Путина". Иначе подобные выкладки и выводы сильно смахивают на казуистику. Что делать - время не ждет. Не до жиру. Главное - вполне эффективно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1995
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1271
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
940
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1240

Другие новости