В ПОЛИТИЧЕСКОЙ России любая легкая патетика приобретает вид глубокой демагогии. Так было, когда заказные политологи - официанты власти и их дикообразные братья- социологи искали в исторических дебрях новую русскую идею.
Сейчас говорят об этике избирательных кампаний. Великую философскую категорию связывают с босяцкой жизнью современного общества. Этика давно определила то, что древние называли правилом золотого тампона - не делай другому того, чего себе не желаешь.
Российская избирательная кампания носит характер скрытой гражданской войны, собственно это и есть латентная форма. Всем стало понятно, что политика позволяет безнаказанно использовать государственные рычаги для грабежа и обогащения.
Политика - лучший вид бизнеса в стране, поэтому сюда рвутся и бюрократы и бандиты, рыночники и местники, тоталитарные секты и секретные агенты, дебилы и демократы. Стоит ли говорить, что если избирательную кампанию проводят финансовые касты и экономические корпорации, а не народ, то слово "этика" означает пустой звук.
В стране пять миллионов человек овладели всеми ресурсами и всеми рычагами власти, они стремятся увековечить это положение, а значит, всю остальную массу ждут полное обнищание и голод.
Сегодня говорить об этике - все равно, что предлагать волкам быть благородными в овчарне. Речь должна идти не об этике избирательных кампаний, а об этике государственной политики, которая невозможна без общественного контроля над партиями.
Политическая деятельность в настоящее время означает или гибель государства, или его возрождение, общество подошло к критической фазе развития. Главный вопрос - политическая традиция, ее в России нет.
Традиции состоят из устойчивых стереотипов поведения и мышления. В них аккумулируется весь предыдущий опыт всех групп людей, а затем он ретранслируется из политической практики и деятельности.
Надо понимать, что в традициях сохраняется не весь опыт политики. В них остаются только самые эффективные приемы, то есть те, которые принесли определенный политический успех. Политическая забастовка имеет почти 200 лет традиций только потому, что доказала свою эффективность.
Чтобы отказаться от старых методов и преодолеть их, надо ясно представлять себе новые политические реальности. Россия пытается второй раз в XX столетии стать на путь буржуазного развития и снова оказывается на пути обвала, дефолтов, войн и катастроф.
Почему так происходит? Российская буржуазия в отличие от европейской не декларирует общенациональные интересы, она преследует только собственные, узкоэгоистичные и корпоративные интересы, она отторгает народ. И в этом смысле она регрессивна, и в этом смысле она резко отличается от ранней буржуазии других стран.
Она выступает не под национальным флагом, ее флаг - пиратский. Она не соединена с народом, а противостоит ему. Мало того, она использует все методы прежней власти - подкуп, воровство, бюрократию, авторитаризм и моральный цинизм..
Только теперь эта власть выступает как имперски конституционная, под прикрытием свободы. Но еще Гегель заметил: "Когда так часто твердят о свободе, то имеют в виду только неограниченные частные интересы".
Консервативный демократизм и олигархическая власть всего лишь оборотная сторона большевистской империи, ее зеркальное отражение. Российская олигархия регрессивна. Если не сломать эту тенденцию с помощью государственного механизма, то она будет иметь драматические последствия для страны. Политический смерч оставит после себя социальную пустыню.
Новая реальность требует нового политического инструмента воздействия, этика здесь еще вторична.
Мы отметили, что в основе политической традиции лежит политический опыт. Если отсутствует собственная политическая традиция, то необходимо заимствовать те нормы и правила, которые выработали цивилизованные страны - из года в год, из поколения в поколение.
Образец политической деятельности должен синтезироваться в политической идее. Эта политическая идея должна сломать коммуно-конституционную монархию современного типа и требовать участия людей в политической деятельности и контроле.
Идея должна базироваться на политической традиции и всеми ее моральными основаниями. Необходимо выявить менталитет, механизм национальной политики, а не демонстративно молиться по телевизору, показывая свою связь с "простым" народом.
Национальная политическая идея не так прямолинейна, как представляется аналитикам, она должна задействовать все слои общества и всю нацию в целом. Новая политическая традиция не может не основываться на старых, но должна осторожно и бережно вносить коррективы свежих решений.
Прошлое всегда интегрировано в настоящее, национальная политика и есть выраженная всем народом этика политики. Ее нет. Политическая традиция должна стать продолжением политического опыта. Здесь очень важно, что политика должна иметь горизонты будущего, вектор развития. Такой вектор направленности могут дать только те люди, которые сформированы и прошлым, и настоящим. Это и есть научный подход, обоснованный подход. Если удастся аккумулировать все лучшее из прошлой политической традиции и самое перспективное из настоящей, это и явится политическим синтезом России.
Политическая традиция, грамотно построенная, объединит людей, группы, коллективы, нацию. Люди следуют определенным политическим и психологическим стереотипам, и, обозначив вектор политического движения, власть обозначит общие ценности, общие ориентиры, общую этику.
И тогда нация поддержит государство, тогда все будут объединены одной политической целью и единым политическим опытом. Кроме того, именно в контексте политической традиции рождается воспитание политической культуры людей, их личность развивается на базе политической деятельности, а не отторгается на маргинальную периферию.
Последнее. Чтобы решать политические задачи, государство должно поднимать эмоциональный тонус народа через труд, честность и прочие атрибуты нравственности. Необходимо отображать внутренние мотивы людей, учитывать установки нового поколения.
Но пока государство ярко демонстрирует самые отвратительные черты. Слово "этика" может только вызвать раздражение или усмешку. Идет мощная атомизация общества, и лозунг джунглей есть сегодняшняя действительность страны. Этика частного интереса стала доминирующей, причем она имеет сугубо криминальный оттенок. В этом-то и наша беда.