НА ПЕРЕГОВОРАХ с международными финансовыми организациями Россия терпит одно поражение за другим. После выдвижения в среду дополнительных условий МВФ по отношению к нашей стране стало понятно, что рассчитывать на получение 640-миллионного транша кредита до конца года не приходится. Вчера из Франкфурта-на-Майне, где завершились переговоры России с Лондонским клубом относительно 32 миллиардов долга, доставшихся нам в наследство от СССР, пришла информация, которая тоже не прибавила оптимизма.
Россия (в лице министра финансов Михаила Касьянова и руководителя Внешэкономбанка Андрея Костина) согласилась на реструктуризацию долга путем выпуска еврооблигаций под гарантии правительства. При этом вопрос о списании 40% долга, на решении которого настаивала российская сторона, так и остался открытым. К его обсуждению предполагается вернуться в ходе следующего раунда переговоров, назначенного на 24-25 ноября. Ранее Россия фактически намеревалась обменять списание 40% долга на согласие перевести долг в еврооблигации. Теперь же непонятно, каких уступок можно ожидать от Лондонского клуба. Собственно, даже заявленные 40% - сумма, мало устраивающая Россию. Она была обнародована в начале этой недели Михаилом Касьяновым накануне его отлета на переговоры в Германию. Ранее в приватных беседах представители Минфина говорили о намерении добиваться списания 50-70% долга.
В принципе правительство могло бы остановиться на варианте, активно предлагавшемся некоторыми политическими деятелями и экономистами: так как формально долг бывшего СССР "висит" на Внешэкономбанке, логично было бы обанкротить ВЭБ, делая вид, что правительство и Россия здесь ни при чем, дескать, банк брал, пусть он и отдувается. Но западные партнеры подобного поведения нам наверняка не простили бы: во-первых, долги все-таки брались под гарантии правительства, а во-вторых, 98% ВЭБа принадлежит Банку России. Однако, решившись на реструктуризацию задолженности путем выпуска еврооблигаций, Россия уже и формально, и юридически признала этот долг "своим". Так что, даже если очень захочется, выставить "крайним" ВЭБ уже не удастся.