- ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ, какова позиция блока "Отечество - Вся Россия" в отношении объединения России и Белоруссии и проекта Союзного договора?
- Мне кажется, что в вопросе о союзе между Россией и Белоруссией надо развести две темы. Стратегическую и технологическую. Точнее, две проблемы - стратегию и технологию. Со стратегией все понятно. Стратегия - это союз двух государств, это, вероятно, конфедерация, если говорить о правовой форме этого союза. Это, безусловно, экономический, таможенный и иные союзы. Это, безусловно, четкая проработка всех вопросов, которые касаются режима пограничного контроля, дабы Белоруссия не превращалась в некий новый офшор, которая через другие свои границы обеспечивала бы свободное проникновение товаров, в том числе из России. То есть здесь все понятно в стратегическом плане.
В стратегии, если все отстроить правильно, сплошь плюсы. Это расширение экономического пространства, это емкий рынок для российских товаров, это наш выход на западные границы в экономическом смысле. Это, в военном отношении, безусловно, возможность для маневра своими тактическими и стратегическими силами, - сплошь плюсы.
- Но есть и минусы?
- Как только мы переходим к вопросу о технологии, появляются минусы. Какие? Документ, который сегодня собираются подписать, на мой взгляд, не самый удачный документ. В нем, по-моему, есть несколько глобальных проблем, которые требуют своего решения до того, как этот документ получит "путевку в жизнь".
Первое. Принцип "одна сторона - один голос" в решении каких-то проблем, я думаю, неприемлем. Потому что здесь все-таки, хотим мы того или нет, брак в любом случае должен быть признан неравным.
Второе. В документе прописаны совместные полномочия двух государств, достаточно серьезные. И абсолютно непонятно, а как, какими механизмами политическими эти полномочия реализовать? Как только появится так называемое совместное союзное правительство, оно тут же станет перед необходимостью получить в руки некий инструментарий, чтобы решать какие-то проблемы. Этого инструментария нет. Более того, как только они попытаются сделать какой-то шаг, они тут же налетят на соответствующее сопротивление национальных правительств России и Белоруссии.
- Так что может помешать объединению в рамках нынешнего проекта Союзного договора?
- Правовая база абсолютно не синхронизирована у двух государств. Это противоречие, которое невозможно преодолеть. То есть, другими словами, мы имеем дело с неким рамочным соглашением. С некоей декларацией о намерениях, которая на практике, когда все это попытаешься реализовать, вдруг выльется в нечто совершенно не то, что планировалось. Я такой образный пример могу привести: в этом договоре написаны некие правила игры в шахматы, но как только вы попытаетесь сыграть в шахматы по этим правилам, выясняется, что вы играете в настольный теннис. Вот в чем проблема.
И поэтому пока не решена эта проблема, пока нет механизмов, пока нет ответа на целый ряд вопросов, которые должны иметь ответ, может случиться очень печальная штука. Когда мы под давлением нашего горячего стремления к союзу кинемся его создавать, что-то создадим, публично опростоволосимся, публично профукаем великую красивую идею, и тогда следующий шаг будет сделать крайне трудно, поэтому моя позиция, наша позиция, конечно, идти делать этот шаг, но как раз важность этого шага в этом-то и состоит, что его нужно сделать в абсолютно правильном направлении, так, чтобы он уже был предпосылкой к всей дальнейшей, долгой дороге.