Российская армия решает только часть чеченской проблемы. О людях должны думать политики. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
В ТО ВРЕМЯ как окраины Грозного находятся едва ли не на расстоянии автоматного выстрела от позиций федеральных сил, а горы на юге Чечни предстают перед российскими военными живописным пейзажем, видным невооруженным взглядом, можно только предполагать, что ждет армию в ее дальнейшем продвижении вперед, но абсолютно невозможно составить сценарий политического урегулирования чеченской проблемы, о необходимости которого сейчас говорят все. Силовые действия федерального Центра еще никогда не были так предсказуемы, как сейчас, хотя масштабы сопротивления боевиков в Грозном и горных районах Ичкерии опасно недооценивать. А вот каким образом будет решаться будущее Чечни, для чего Москва, по ее неоднократным заверениям, не намерена использовать силу, вряд ли четко представляют себе обитатели хоть одного кабинета в Кремле и Белом доме.
Нынешние действия федерального Центра в Чечне отличаются от всех предыдущих лет отсутствием конкретной программы на фоне принятия конкретных мер. Раньше же не было недостатка в планах, программах и концепциях, как и не было предпринято ни одного реального шага по их реализации. Тем не менее по заявлениям, звучащим в правительстве и администрации президента РФ, нетрудно составить первую часть несуществующего пока на бумаге плана решения чеченской проблемы. То есть силовая операция будет доведена до логического конца, несмотря на беспрецедентное давление на Москву со стороны как международного сообщества, так и некоторых внутриполитических кругов. Вторая часть плана также очевидна - переговоры с реальной политической силой в Чечне. Но с теми, кто имеет в Чечне хоть какую-то власть, Москва общаться не намерена, поскольку это и есть те самые "бандиты" и "террористы", а других видимых влиятельных сил в республике нет.
Таким образом, эта часть программы урегулирования, являясь очевидной, остается самой неясной. Многочисленные попытки российского руководства вытащить на сцену то одну, то другую политические силы говорят о растерянности Москвы. Реанимация чеченских депутатов образца 1996 года была быстро забыта, и сейчас сформированный ими Госсовет занимается только тем, что сочиняет заявления. Назначение на должность представителя Москвы в Чечне бывшего премьера завгаевского правительства Николая Кошмана не стало находкой политического пути. Решения о перечислении в Чечню трансфертов, выплате в освобожденных районах детских пособий, восстановлении здесь же систем связи, электро- и газоснабжения являются необходимой, но всего лишь односторонней и пропагандистской мерой - ведь до появления в Чечне реальной власти заведовать всем этим хозяйством будут московские ставленники. Недавнее освобождение бывшего мэра Грозного Беслана Гантамирова еще может впоследствии позитивно сказаться на поиске политических партнеров, но ясно, что и это решение Москвы не является окончательным и просчитанным. Вчера премьер-министр РФ Владимир Путин предпринял еще одну попытку создать собственным руками "реальную политическую силу" - он встретился с муфтием Чечни Ахмадом Кадыровым. Но, похоже, за словами последнего о том, что "в чеченском обществе найдутся силы, способные консолидировать его в борьбе с терроризмом", пока ничего не стоит.
Отсутствие ясной чеченской перспективы, естественно, обострило политическую борьбу в России, усугубившуюся предвыборной лихорадкой. Открыто и полностью против курса Москвы по силовому решению проблемы не выступила ни одна влиятельная сила. Но вполне можно понять раздражение представителей Кремля, указывающих на то, что некоторые лидеры пытаются использовать в своей избирательной кампании возможность затягивания силовой операции в Чечне. Из наиболее заметных в последнее время "альтернативных" вариантов решения проблемы выделяются планы Григория Явлинского и Бориса Березовского. Оба они в качестве ключевого момента содержат необходимость решения политических проблем мирным путем. Но против этого не выступает и российское руководство. Явлинский же предложил проводить переговоры с Асланом Масхадовым. Эта не новая идея, а также призыв остановить наступление федеральных войск вызвали раздражение предвыборных конкурентов "ЯБЛОКА" и официальных властей. Хотя на самом деле "программа" Явлинского не заслужила того внимания, которое ей было уделено. Лидер "ЯБЛОКА" прекрасно понимает, что обставил предполагаемую встречу с Масхадовым абсолютно невыполнимыми для последнего условиями. А значит, и этот "мирный план" невозможно реализовать. Соратник Явлинского Сергей Степашин, напротив, считает, что сейчас приостанавливать силовые операции в Чечне нельзя ни в коем случае, и заявляет, что переговоры с Масхадовым можно вести в том случае, если он согласен вместе с Москвой бороться с террористами. Однако чеченский президент, видимо, уже опоздал со своим "согласием", а лидеры "ЯБЛОКА", в свою очередь, заверяют, что между ними нет никаких разногласий. Наверное, это действительно так, потому что спустя несколько дней после своего нашумевшего заявления Григорий Явлинский, достигнув своих либерально-электоральных целей, заявил, что его предложение было "планом ликвидации бандформирований на территории Чечни", а если Масхадов откажется выполнять указанные условия, "они должны быть достигнуты Вооруженными силами России самостоятельно".
В то же время позиция "ЯБЛОКА" вчера продемонстрирована и в Госдуме. Когда депутаты приняли за основу проект постановления "О политической ситуации в связи с событиями в Чеченской Республике", в котором рекомендовали главе государства "не начинать переговоры с правительством Чеченской Республики и принять меры для скорейшего завершения антитеррористической операции на территории Чечни", заместитель Явлинского Сергей Иваненко заявил, что "ЯБЛОКО" не считает возможным высказывать такие рекомендации, а предложения Думы не начинать переговоры с правительством Чечни демонстрируют "авантюрную позицию".
Тем временем Борис Березовский в ходе предвыборной поездки по Карачаево-Черкесии предложил свои семь принципов урегулирования в Чечне. Бывший исполнительный секретарь СНГ не назвал фамилию Масхадова, а заявил о необходимости реализации в Чечне только такого решения, которое будет поддержано большинством населения республики. То есть Березовский также предлагает искать в Чечне реальную политическую силу, а действительно обладающие властью командиры отрядов чеченской оппозиции, не согласные с тем, что Чечня является частью России, должны покинуть территорию республики и переместиться в страны, которые готовы их принять. При этом он заметил, что суд над террористами должен происходить в соответствии с международным правом.
Березовский наверняка ожидал негодования российской общественности, жаждущей справедливого наказания Шамиля Басаева и Хаттаба, но кто сомневается в их способности неожиданно оказаться на берегу какого-нибудь теплого моря? Комментарии Басаева и Хаттаба относительно "антитеррористической операции в Чечне", сделанные откуда-нибудь из-за границы, конечно, будут провалом российских спецслужб, но одновременно могут стать началом политического урегулирования чеченского кризиса. По крайней мере Березовского нельзя будет упрекнуть в нереалистичной позиции. Во время августовской войны в Дагестане, сопровождавшейся взрывами жилых домов, только Березовский говорил о том, что если мы не можем уничтожить террористов, то с ними надо договариваться. Как мы помним, Шамиль Басаев и Хаттаб беспрепятственно покинули территорию Дагестана.
Вообще же все события последних трех месяцев оставляют надежду на то, что Москва не шагает в Чечне на ощупь, а все-таки располагает осознанным планом действий. Об этом свидетельствует и грамотная подготовка новой чеченской кампании, о которой еще каких-то полгода назад побоялись бы говорить даже самые активные сторонники силовой операции. Продумана и сиситема взаимоотношений с местным населением. Определено, что в конечном итоге политическую развязку нужно искать совместно с самими чеченцами. Неясно только, с кем именно. Может быть, решение найдется само собой, неожиданно? Так же неожиданно, как в Гудермесе, куда российские войска на днях вошли, не встретив сопротивления.
СВЯЗИ с начавшимся саммитом ОБСЕ не были внесены никакие коррективы в действия российских войск в Чечне. В штаб Объединенной группировки федеральных сил на Северном Кавказе не поступало никаких указаний о приостановке контртеррористической операции в угоду стамбульской встрече. Военные продолжают действовать по ранее намеченному плану, расширяя зону безопасности и уничтожая боевиков. По данным пресс-службы Минобороны, в минувшие сутки авиация и артиллерия наносили удары по опорным пунктам и скоплениям террористов в районах селений Алхан-Юрт, Бамут, Харсеной, Танги, Рошни-Чу, Орехово, Виноградное, Аргун, Новогрозненский, Ичшой-Мартан, Аллерой, Шатой, Гойское. Несмотря на плохие погодные условия, фронтовая авиация поддерживала войска с воздуха. Штурмовики Су-25 и бомбардировщики Су-24 только в первую половину дня совершили более 20 вылетов.
Продолжаются вооруженные столкновения на окраинах Грозного. По данным разведки, в чеченской столице находятся около 6000 боевиков. Однако большинство незаконных вооруженных формирований составляет необученная в военном отношении молодежь. Бойцов "элитных" чеченских подразделений насчитывается не более 2 тысяч. По замыслу главарей боевиков, подростки будут обороняться на наиболее опасных направлениях и создавать своеобразный "живой" щит для второго эшелона.
Войска продолжают придерживаться опробованной и хорошо зарекомендовавшей себя тактики блокирования и выжимания боевиков. По заявлениям военных, "федералы" пока не планируют штурмовать Аргун. Город берется в кольцо с целью недопущения проникновения в него террористов и оружия.
На окраинах Аргуна оборудуются долговременные позиции для личного состава и бронетехники.