На процесс над "Спасом" прессу не пустили, зато и "Спас" не пустили в Думу. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
ЗАМОСКВОРЕЦКИЙ суд города Москвы удовлетворил иск Минюста об аннулировании регистрации движения "Спас". Таким образом, можно уверенно сказать, что Александр Баркашов ошибся в расчетах. Он надеялся скрыться от борцов с фашизмом за нейтральным названием "Спас". Именно поэтому лидер "Русского национального единства" не стал добиваться регистрации РНЕ для участия в выборах, чтобы не раздражать общественное мнение. Сразу после регистрации в ЦИК движения "Спас" Александр Баркашов заявил корреспонденту "НГ", что радоваться еще рано и вся борьба впереди. И он оказался прав.
Поскольку ЦИК "перевел стрелки" на Министерство юстиции, зарегистрировавшее "Спас", тому пришлось срочно изыскивать меры по борьбе с этой организацией. При этом необходимо отметить, что Минюст совершенно не виноват, так как никто не мог предположить, что в списках этого совершенно обычного объединения окажется Баркашов со товарищи. Повод для отзыва регистрации был найден: оказывается, у "Спаса" не хватает региональных организаций.
Все ждали от баркашовцев резких действий, но они пытались защищаться чисто юридическими методами - постоянно подавали судье протесты. Этот процесс мог продолжаться сколь угодно долго, но тут судья Марина Петренко прекратила прием петиций "Спаса" и приступила к рассмотрению дела. Представителям Минюста удалось доказать, что в Липецкой, Костромской, Оренбургской, Тамбовской областях, в республике Карачаево-Черкесии региональные отделения "Спаса" существуют только на бумаге. На этом основании суд вынес решение об отмене регистрации "Спаса" как общероссийского движения.
Баркашовцы не нашли ничего лучшего, как предать анафеме всех своих противников и пригрозить им божьей карой. Русские националисты стали обращаться к историческому опыту и напоминать, что до революции в российской Государственной Думе была националистическая фракция. Демократическая общественность возрадовалась такому решению суда, хотя у многих остался тяжелый осадок от того, что вопрос остался принципиально нерешенным. Пока не принят закон о запрете пропаганды нацизма, Александр Баркашов сможет продолжать свою работу по нагнетанию межнациональной и социальной розни.
Бывший министр юстиции Павел Крашенинников заявил, что возглавлявшееся им до самого последнего времени учреждение уже давно разработало такой закон, но Государственная Дума не принимает его. Крашенинников обвинил в этом коммунистов, которые пытаются провести свой проект, в котором предполагается наказывать не за распространение нацистской литературы и символики, а за убеждения. Здесь действительно можно согласиться с бывшим министром, так как трудно определить, какие убеждения у того или иного человека, хотя у коммунистов в этом большой опыт.
Теперь дело за Центральной избирательной комиссией, которая должна на основе решения суда исключить движение "Спас" из избирательных списков. На этих выборах фашизм не пройдет - посмотрим, что будет дальше.