В президентских устремлениях Владимиру Путину практически гарантирована поддержка армии. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
ГЛАВНЫЙ претендент на президентское кресло (согласно социологическим опросам, да и витающим в воздухе коллективным настроениям), нынешний премьер Владимир Путин вчера однозначно заявил, что будет участвовать в выборной кампании 2000 года. Напомним, что впервые Владимира Путина своим преемником на президентском посту назвал сам Борис Ельцин. После этого начались игры в утечки информации, довольно сильно запутавшие картину будущих президентских выборов.
Сначала "источники" в Кремле совершенно уверенно подтверждали преемственность Путина, несмотря на изначально низкий рейтинг доверия премьеру. Потом рейтинг этот довольно резко пошел вверх, а анонимные информаторы, поменяв тональность, стали утверждать, что Путин - еще далеко не однозначный преемник, в обойме президента, дескать, имеется еще пара достойных соискателей, среди которых назывались г-да Лебедь и Аксененко. Очевидно, либо в администрации президента в тот момент схватились "ястребы" с "голубями", либо недоброжелателей президента Ельцина решили направить в ложную сторону, отведя тем самым от Путина на время мощные пропагандистские атаки. Если вторая версия верна, то ее авторы достигли своих целей - доселе малоизвестному Владимиру Путину дали возможность развернуться и в кротчайший срок завоевать большую популярность в народе. А в это время информационная машина ОВР обрушилась на Аксененко (меньше) и на Лебедя (больше). Те публично не возмущались нападками на себя, как будто не замечая их. Создается впечатление, что они были в курсе кремлевской игры, отвлекая удар на себя.
Наконец, противники Кремля, видимо, поняли, что их завели не туда, и обрушились на Путина. Он-де не в меру кровожаден, страдает наполеоновскими амбициями (как будто сами они таковыми не страдают), дошло до того, что люди из ОВР вспомнили о 1937 годе и лагерях, а СМИ этого блока - тоже о лагерях, только беженцев, и не в Сибири, а в Ингушетии. И борется он не с террористами, а со свободолюбивым чеченским народом, кроме того, Путин - сам террорист, потому что Карачаево-Черкесию раскачивал и жилые дома в России взрывал. Да еще премьер - на самом деле - не премьер, так как не хочет заниматься экономикой и народным хозяйством, а уполномоченный президента по Северному Кавказу. Бьют по Путину из разных калибров - московских многотиражных, российских широковещательных, зарубежных и всяких прочих, обвиняя во всех смертных грехах. Даже Клинтона с Соланой подключили!
Особенно живописной была последняя волна слухов о том, что Ельцин вернулся из отпуска, чтобы снять Путина и остановить операцию федеральных войск в Чечне. После того как выяснилось, что президент не собирается снимать премьера по собственному желанию, в Москве смолчали, зато Запад встрепенулся - в середине этой недели одни зарубежные руководители говорили о том, что на саммите ОБСЕ в Стамбуле необходимо со страшной силой надавить на Ельцина по поводу Чечни и Путина, другие вели приятельские беседы с чеченскими террористами, объявленными Россией через Интерпол в международный розыск.
Очевидно, что в условиях столь жесткого прессинга Кремль должен был либо уступить, либо еще более решительно реализовывать свои замыслы. То есть естественную самораскрутку Путина дополнить искусственной - создать официальный предвыборный штаб, собрать там наиболее квалифицированных отечественных "делателей президентов" - в этой связи называются имена Чубайса, Юмашева, Дьяченко, Пономаревой, Шабдурасулова, Поллыевой, расписать роли каждого, распределить ответственность. Но самое главное, засветив эти имена, в последний раз показать и внутренним, и внешним врагам премьера Путина и Кремля, что главу правительства с президентом поссорить уже невозможно никакими путями, ни в Москве, ни в Стамбуле, ни в Вашингтоне.
Отныне Владимир Путин перестает быть потенциальным кандидатом в президенты, переходя в разряд реальных - Кремль окончательно определился. То же самое необходимо сделать и другим соискателям - выбрать между Лужковым и Примаковым, Явлинским и Степашиным, Зюгановым и Селезневым. Именно в эти дни в России произошло наслоение президентских выборов на парламентские, что еще более усложнит внутриполитические процессы в нашей стране и ее взаимоотношения с внешним миром.
ПОХОЖЕ, руководство страны всерьез озаботилось проблемами армии. Вчера, в заключительный день сборов руководящего состава Вооруженных сил России, вместе с генералитетом в военном ведомстве работал и председатель правительства Владимир Путин. Он прибыл на саммит в Минобороны РФ по поручению Верховного главнокомандующего Бориса Ельцина. На совещании также присутствовали глава администрации президента Александр Волошин, вице-премьер Илья Клебанов и другие.
Выступление премьера перед генералитетом было закрытым. Между тем источник из Минобороны сообщил, что Путин проанализировал не только обстановку на Северном Кавказе, но и оценил военно-политическую ситуацию вокруг России. Председатель правительства согласился с выводами, которые прозвучали в выступлении министра обороны Игоря Сергеева, открывшего вчерашнее заседание в военном ведомстве. Выступая перед собравшимися, глава Минобороны охарактеризовал военно-политическую обстановку в мире "как крайне нестабильную". При этом он подчеркнул, что это вызвано новой концепцией НАТО, в основу которой легли "ставка на использование силы, пренебрежение общепризнанными нормами международного права, диктат и произвол".
Министр заявил, что США намерены "ослабить Россию" и "установить полный контроль над Северным Кавказом". "Национальным интересам Соединенных Штатов отвечает вариант, когда бы на Северном Кавказе тлел постоянно подогреваемый извне конфликт", - заявил Игорь Сергеев. Его слова были с пониманием восприняты присутствующими, в том числе и Владимиром Путиным, который однозначно высказался за то, что, несмотря на известное давление со стороны некоторых европейских стран и США, антитеррористическая операция в Чечне будет продолжена и никакого перемирия с бандитами не будет.
Премьер выслушал доклады министра обороны Игоря Сергеева, начальника Генерального штаба ВС РФ Анатолия Квашнина, а также других участников сборов. В их обращении к премьеру были просьбы о стабильном и адекватном запросам Вооруженных сил финансировании, обеспечении войск новыми видами вооружений и боевой техники. И, похоже, они были услышаны.
Покидая саммит в Министерстве обороны, Владимир Путин сказал журналистам, что по итогам состоявшегося совещания "будут приняты конкретные решения по мобилизации всех ресурсов, чтобы сделать армию более мощной, эффективной, чтобы она могла решать задачи, которые стоят перед государством".
Как сообщили источники в военном ведомстве, визит Владимира Путина на сборы руководящего состава ВС РФ серьезно поднял его рейтинг перед военнослужащими.
КТО БЫ и что бы ни стояло за решением Владимира Путина баллотироваться на пост президента, вчерашнее заявление премьер-министра весьма важно и для рассмотрения его влияния на национальную экономику. Если рейтинг Путина сохранится и к середине будущего года и он будет избран президентом, именно под руководством этого человека будут формироваться отечественное правительство и, как следствие, экономическая политика, по крайней мере на ближайшие четыре года.
Однако, несмотря на внешнюю предсказуемость поступков этого политика, что-либо определенного относительно его экономических предпочтений сказать пока нельзя. Многие эксперты, опрошенные корреспондентами "НГ", даже затруднились назвать какие-либо положительные с точки зрения экономики решения премьер-министра.
Практически правительство Владимира Путина действует по инерции и продолжает дело, начатое своими предшественниками. То относительное благополучие, которое наблюдается в последние месяцы в национальной экономике, объясняется как влиянием кризиса августа 1998 г. (прежде всего девальвацией рубля, давшей возможность многим отечественным предприятиям вытеснить с рынка импортную продукцию), так и благоприятной для российского бюджета мировой конъюнктурой на рынке нефти.
Экспертов пугает неумение Путина договариваться по экономическим вопросам. В качестве примера можно привести процесс прохождения проекта федерального бюджета на 2000 г. в Государственной Думе. Под давлением парламентариев правительство пошло на такие уступки, которые делают основной финансовый закон государства на будущий год, мягко говоря, трудно реализуемым.
Весьма тяжело идут переговоры и с международными кредиторами. Международный валютный фонд уже затянул выделение сентябрьского кредита. Причем до сих пор не известно, поступят ли деньги хотя бы в декабре или процесс достижения договоренностей перейдет уже в следующее тысячелетие.
Пока Владимир Путин внятно не пояснил, какой же экономической идеологии он отдает предпочтение. Мало того, практически все основные фигуры экономического блока правительства сохранились у Владимира Путина еще со времен правительства Евгения Примакова.
Впрочем, вряд ли вышеперечисленные промахи объясняются лишь политикой Путина в сфере экономики. Скорее, наоборот, многие из них объясняются более глубинными причинами, и прежде всего влиянием общеполитической ситуации - в преддверии парламентских и президентских выборов кардинальные изменения в экономике подчас бывают даже противопоказаны - может увеличиться протестный электорат. Тем более если премьер-министр стремится в президенты.
Впрочем, как полагают эксперты, у политики Владимира Путина есть по крайней мере один, но весьма существенный позитивный момент. То, что его политика в отношении Северного Кавказа строится на национальной идее, заставляет надеяться на перенесение этого принципа на реформы национальной экономики. Предсказуемость его политики (по крайней мере, если сравнивать ее с экономическими шараханьями предыдущих правительств) позволяет не бояться иметь с ним дело. И, как полагают эксперты компании "АТОН", будучи сторонником определенных правил, Владимир Путин не будет менять их ежесекундно. А это очень хорошо для экономики.