КАМПАНИЯ по дискредитации России многими в Европе воспринимается как явно заказная, и, соответственно, отношение к ней сдержанное. Во всяком случае, из деловых центров Европы поступают четкие сигналы о готовности и впредь развивать связи с Россией. Недавно на этот счет сделал важное заявление президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Хорст Кехлер: "Несмотря на финансовый кризис в России, в результате которого наш банк понес большие убытки, мы намерены выполнять все взятые на себя обязательства перед этой страной".
За восемь лет существования банк предоставил льготных кредитов на 13 млрд. долл. Из них треть приходится на Россию. Таким образом, ЕБРР стал для нее главным кредитором в Европе. Хорст Кехлер своим заявлением, по сути, призвал финансистов и предпринимателей смелее действовать на российском направлении. При этом он философски рассматривает тему взаимоотношений с Россией: "Западные страны должны принимать в расчет всю историческую и культурную специфику России и не стремиться механически пересадить туда нашу модель экономики, не пытаться адаптировать страну к нашим понятиям. Что касается инвестиций и займов, то нам самим следует строже и внимательнее подходить к ним, тщательнее отбирать партнеров".
В прошлом году Кехлер побывал в России, имел достаточно встреч, контактов, в том числе с Примаковым (тогда главой правительства) и, похоже, хорошо разобрался в сути происходящих в нашей стране процессов. Его подход к российской действительности отличается от расхожих версий, бытующих на Западе. "Проблему коррупции в России, - заявил он на днях, - не следует рассматривать только в контексте преступности или объяснять финансовые махинации политическими интересами. Нужно взглянуть на это явление с другой стороны - со стороны российской повседневности, принять во внимание социальные условия в стране. Любой государственный чиновник может легко сделаться взяточником, если на свою зарплату не способен прокормить семью. Вот где главная причина коррупции".
Кехлер делает вывод: "Инвестиционный климат в России в силу существующей там коррупции и криминальной обстановки в целом далеко не из благоприятных. Однако мне известно, что предприниматели все-таки хотят вкладывать туда средства, и у меня есть на этот счет вера в будущее".
Брюссель