ВЧЕРА Конституционный суд РФ огласил свое постановление по делу о толковании отдельных положений статей Конституции России в связи с запросом Государственной Думы о том, как сочетается конституционное право президента на роспуск нижней палаты парламента с тем, что Федеральное собрание является постоянно действующим органом. Депутаты, направившие этот запрос, полагали, что полномочия Госдумы после ее роспуска главой государства прекращаются только с момента начала работы нового состава парламента. Проще говоря, нет смысла освобождать насиженные места в думских кабинетах вследствие "насильственной ротации", если буквально через несколько дней те же депутаты займут те же кабинеты. Очевидно, такая законодательная норма в случае подтверждения ее Конституционным судом во многом облегчила бы жизнь именно той части депутатского корпуса, которая сейчас баллотируется в Госдуму, рассчитывая на успех на выборах. Однако КС развеял мечты нынешних законодателей и вынес вердикт, что полномочия Госдумы в случае ее досрочного роспуска президентом России прекращаются немедленно после выхода соответствующего указа главы государства.
Второй вопрос, рассмотренный КС на вчерашнем пленарном заседании, касался так называемого "дела о генпрокуроре", поскольку речь шла о разрешении спора о компетенции между Советом Федерации и президентом. Запрос об этом из верхней палаты парламента поступил в КС после указа президента о временном отстранении Юрия Скуратова от занимаемой должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. Совет Федерации фактически оспаривает право президента на этот законодательный акт, считая, что любое, даже временное, отстранение от должности генпрокурора относится только к компетенции того органа, который назначает его на эту должность. В данном случае - это сам Совет Федерации.
Для отстаивания своей позиции верхняя палата парламента делегировала в КС небывало мощные силы. Это председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс, президент Чувашии Николай Федоров и заместитель председателя Совета Федерации, председатель Мосгордумы Владимир Платонов. Как известно, последний наиболее активно настаивает на том, что и отстранение Скуратова от должности, и возбуждение против него уголовного дела незаконны. Между тем срок действия уголовного дела в отношении Скуратова продлен до 2 февраля 2000 г., следовательно, эта законодательная коллизия, возможно, не найдет своего быстрого разрешения. Тем более оказалось, что в законодательстве вообще отсутствует четко прописанная норма, кто конкретно должен отстранять от должности генпрокурора на период возбуждения против него уголовного дела. Вероятно, в свое время российские законодатели даже в страшном сне не могли себе представить, что такая необходимость когда-либо возникнет.
По мнению полномочного представителя президента в КС Михаила Митюкова, Конституционный суд должен прекратить производство по делу, касающемуся отстранения генпрокурора, так как указ главы государства носит, по сути, ненормативный характер, поэтому должен оспариваться не в Конституционном, а в Верховном суде. Пропрезидентскую сторону фактически занял и бывший министр юстиции, член Совета Федерации Николай Федоров. Он считает, что решение КС, каким бы оно ни было, не окажет решительного действия на судьбу Юрия Скуратова. Правда, Конституционный суд может просто переадресовать этот вопрос Совету Федерации, чтобы сами законодатели разобрались наконец в собственной ответственности за судьбу прокуратуры и судьбу государственности. "Правда, тогда может возникнуть новая правовая ситуация, которая может быть использована Скуратовым", - заметил Николай Федоров.
Эксперты считают, что Конституционный суд прислушается к мнению президента России и вряд ли вынесет решение о том, что все полномочия по временному отстранению генпрокурора находятся только у Совета Федерации. Окончательный вердикт по этому вопросу будет оглашен Конституционным судом через две недели.