Борис Федоров. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
- БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ, ваш нынешний соперник Геннадий Селезнев утверждает, что идет на выборы губернатора Московской области не по собственной воле, а по настоятельной просьбе трудящихся. Вас тоже попросил народ или вы приняли это решение самостоятельно?
- Я не могу сказать, что десятки тысяч людей, слившись в едином порыве, пригласили Бориса Федорова участвовать в выборах. Но несколько десятков обращений ко мне из разных регионов Подмосковья было. Я посмотрел на состав потенциальных конкурентов и решил, что у меня есть реальный шанс стать губернатором. Среди соперников - два генерала, бывший биатлонист, строитель и коммунистический журналист. Но нет ни одного экономиста, финансиста, хотя очевидно, что область находится в катастрофическом положении. Фактически она - банкрот. Сверстали бюджет в 12 миллиардов, из них 6 миллиардов - дефицит. А из шести миллиардов доходов, которые надо собрать, только половина - "живые деньги". Понятно, что именно здесь могли бы пригодиться мои знания и опыт. К тому же, в отличие от моих соперников, я сам живу в Московской области, в поселке Жаворонки, и собираюсь там жить всю свою жизнь.
- В случае победы на выборах, что вы намерены делать в первую очередь?
- Начинать надо с бюджета, с реальных доходов области. Будут деньги - займемся социальной политикой в самом широком смысле: здравоохранение, образование. Если у нас в Подмосковье учителей не будет, что произойдет? Кто останется работать в сельской школе в каких-то 50 километрах от Москвы, если здесь зарплата учителя в 3-4 раза ниже, чем в столице? Ясно, что первая моя задача - это решение финансово-экономических проблем. Надо сделать так, чтобы бизнес бурлил.
- А как это сделать? Ведь известно, что бедное Подмосковье привязано к богатой Москве и во многом зависит от нее.
- Когда регион вокруг столицы, связи, конечно, большие. Но надо говорить, во-первых, о справедливости взаимоотношений. Если есть зона, которая очень выгодна для экономического развития, скажем, вокруг МКАД, то она не должна отдаваться Москве как "старшему брату", что делает сейчас нынешнее руководство. Огромное количество новых предприятий, в том числе и торговых, должны быть с "областной" стороны кольцевой дороги. Я считаю, что там нужно ввести более льготный налоговый режим, чтобы оттянуть в Подмосковье существенную часть бизнеса, который сейчас работает на Москву. Мы знаем, что миллион жителей Московской области трудятся в Москве. Там они платят все налоги и социальные выплаты. А что с этого имеет Подмосковье? Ничего. Потом люди возвращаются с работы домой, идут в районную поликлинику, ведут детей в местную школу... Но при этом налоги здесь они не платят. Значит, должен ставиться вопрос о нормальном, справедливом перераспределении налогов.
- Как бывший руководитель Госналогслужбы вы, наверное, хорошо изучили "доходные места" Подмосковья. Скажем, Одинцовский район, где находятся элитные дачи.
- В области огромное количество недвижимости, которая принадлежит москвичам, и не только в Одинцовском районе. Сотни домов не зарегистрированы для налогов, такое же количество земельных участков находится в частном ведении, но не приносит дохода в областной бюджет. Будем наводить порядок. Я бы хотел знать точное число дач у администрации президента и сколько они платят за землю. Интересно же, правда? А еще есть проблема мусора, который вывозится из Москвы (между прочим, 3,5 миллиона тонн в год), и проблема воды, которой область поит столицу. Почему Подмосковье не получает за это ни копейки?
- А вы не боитесь, что все эти вопросы станут поводом для серьезных конфликтов?
- Как известно, Федоров ничего не боится. Я считаю, что все должны платить налоги. Если стану губернатором, постараюсь сделать так, что общий уровень налогообложения у нас будет ниже, чем в Москве. Чтобы крупные бизнесмены, которые сейчас сидят в столице, подумали: "Ага, здесь 35%, а там - 20. Так, может, лучше там и зарегистрироваться?". В конце концов, люди, которые фактически проживают в том же Одинцовском районе, там и пропишутся. Как специалист по ценным бумагам я точно могу сказать: если законодательство Московской области будет сделано правильно, то бизнесмены перестанут "качать" свои деньги через Калмыкию или Бурятию. Весь рынок должен быть здесь. Нам же легче будет. Я проехал по многим районам Подмосковья.
Разговариваешь с главами администраций и диву даешься: они сами с Лужковым договариваются, с министерствами, ведомствами... Такое впечатление, что областной власти вообще нет. Поэтому я вижу задачу губернатора, во-первых, в лоббировании интересов своих предприятий. Думаю, что мои знания о том, как это делается в правительстве, очень даже пригодятся. Ведь я сталкивался с этим много раз.
- Вы лично будете выступать в роли лоббиста?
- Я просто возьму к себе несколько замов из бывших заместителей министра финансов, и они будут этим заниматься. Они знают, куда ходить и что делать. А если что-то не получится, если я увижу, что предприятиям моей области не дают нормально продавать свою продукцию, устрою этим "антигосударственникам" из правительства трудную жизнь. Я же не Тяжлов, я - человек простой: могу и демонстрацию где угодно организовать, и в газете выступить, и к Западу обратиться. Только бы жить не мешали. Если при мне в области будет реализована тысяча инвестиционных проектов, я буду счастлив.
- Сегодня все губернаторы делятся на "крепких хозяйственников" и "тонких политиков". К кому вы себя относите?
- Я буду таким, которых еще нет. Большинство губернаторов сейчас, как пауки, опутывают свою область личным бизнесом. Руцкой, например: кругом одни его родственники в каких-то банках, компаниях, холдингах. Зачем это надо? Губернатор не должен заниматься бизнесом, он должен помогать ему, стимулировать его. У меня конкретная задача: мне нужен пост, где в течение четырех лет я смогу доказать, что из области-банкрота можно сделать процветающий регион. И докажу это!
- По-моему, вы самый амбициозный российский политик. Но, говорят, вы совершенно не умеете работать в команде.
- А в какой команде? Там, где прогибаются перед начальством? Когда надо было создавать команду для Минфина и Госналогслужбы, я это делал, и мы прекрасно работали. Да, я ни перед кем спину не гнул и воровать не умею. Мне просто не понятны "высшие политические резоны", ради которых нужно что-то украсть. Когда я был министром финансов, то при мне Национальный фонд спорта, например, ничего не получал. И зачетов при мне не было, и квазиденег. Лично мне ничего не нужно. Я свои деньги заработал в 1991-м, 1992-м годах, живя за границей. И ни один олигарх вам не скажет, что он уговорил Федорова что-нибудь сделать. Но независимые люди всегда очень неудобны, их нельзя дергать за ниточки.
- Как известно, публичный политик должен иметь терпение и терпимость. А по мнению журналистов, вы совершенно не выносите критики в свой адрес.
- Я такой, какой есть, и буду вести себя так, как считаю важным с точки зрения моих принципов и чести. Полагаю, честь важнее всего. Если кто-то говорит обо мне гадость, я всегда на это отвечаю. И считаю это правильным.
- Почему в вице-губернаторы вы пригласили Александра Лебедева из НДР, а не кого-либо из "Блока правых сил"? Ведь вы сами были лидером "Правого дела"?
- Да нет уже "Правого дела", распустили его. Пришли другие люди, и эта новая комбинация мне не понравилась. А что касается Лебедева, то тут нет никакой политики. Мне просто нужен был самостоятельный, деловой человек, который может заниматься инвестиционными проектами и создавать рабочие места. К тому же мы знаем друг друга очень давно, тогда НДР и в помине не было. Мы с Лебедевым сверстники и достаточно близки по духу. Правда, он - банкир, ездит в бронированной машине и ходит с охраной.
- А вы без охраны?
- А зачем? Я же не банкир.
- У вас не возникала мысль попробовать свои силы на выборах мэра Москвы?
- Нужно идти туда, где ты реально на данном этапе можешь рассчитывать на успех. В Москве процветает корпоративный капитализм, товарищеский. Здесь "схвачено" все что можно. Чтобы бороться за пост мэра, нужно иметь колоссальный ресурс. Поэтому просто участвовать в выборах ради участия, как Кириенко, мне не интересно. К тому же с точки зрения перспектив Подмосковье гораздо лучше, чем Москва. В области - и промышленность, и сельское хозяйство, и территория, где можно развернуться. А в Москве всегда будет схватка мэра с федеральным Центром. Это не по мне.
- Судя по всему, вы на 100 процентов уверены в своем успехе на выборах?
- Мы будем добиваться успеха. Во второй тур выйдем, это точно. А потом посмотрите, какой расклад. Если губернатором становится Громов, то в Подмосковье придет вся московская братия. Начнется передел собственности. Если Селезнев, то тут партийная касса будет создаваться. Тяжлов, может, и неплохой мужик сам по себе, но это несерьезно. А у нас группа молодая, энергичная. Безусловно, я приведу с собой человек 30. Прежде всего в те сферы, которые считаю ключевыми - финансы, иностранные инвестиции и все, что связано с налогами. Главная задача - быстро раскрутиться, чтобы люди увидели конкретные результаты.