0
601
Газета Политика Интернет-версия

11.11.1999 00:00:00

Если завтра перемирие

Тэги: Чечня, война


РОССИЙСКИЙ генералитет активно муссирует тему о том, что произойдет, если политическое руководство страны примет решение приостановить боевые действия в Чечне и начнет переговоры с террористами. При этом рассматривается в основном военно-политическая сторона подобного варианта. Делаются выводы о том, что практически это будет означать разложение Вооруженных сил, а некоторые аналитики считают, что, по их ощущениям, армия в подобной ситуации способна выйти из-под контроля и самостоятельно некоторое время продолжать громить террористов (пока будут сохраняться необходимые средства обеспечения) или даже выступить как самостоятельная политическая сила, доведя дело чуть ли не до госпереворота.

О решении Кремля приостановить боевые действия, если такое состоится, офицеры и рядовые на передовой узнают прежде всего не из директивных указаний и распоряжений, а из теле- и радиосообщений. Лишь через 3-5 дней на основе письменных предварительных распоряжений из Генштаба и соответственно трансформированных штабом Объединенной группировки федеральных сил на Северном Кавказе будет вырисовываться достоверная картина того, что же предстоит делать частям и подразделениям в новых обстоятельствах.

В этом случае многое будет зависеть от того, какой из трех возможных вариантов изберет Генеральный штаб: вывод войск из района боевых действий и сохранение только частей внутренних войск или их частичный отвод, или полное сохранение сил на занятых боевых позициях. Выбор в конечном итоге определит политическая ситуация. Однако при любых условиях в первый месяц перемирия численный состав Объединенной группировки не претерпит изменений, потому что, во-первых, передислокация хотя бы части почти 100-тысячной группировки федеральных войск требует довольно объемной подготовительной работы штабов и служб, что займет немало времени. А во-вторых, военные научены горьким опытом не спешить выполнять приказ - обстановка может измениться на прямо противоположную в любой момент, и, не ровен час, потребуется делать что-то обратное.

Практически какой-то коренной перестройки боевой работы не предвидится, поскольку федеральные силы наступают довольно медленно, основательно закрепляясь на достигнутых рубежах. Отпадет задача продвижения, внимание будет сосредоточено на действиях, связанных с переходом к обороне, если будет сохранена политическая задача по поддержанию зоны безопасности вокруг Чечни. Основные ее рубежи будут определены Генеральным штабом: то ли по линии действительного нахождения войск, то ли по административной границе с Чечней, то ли по другим направлениям. Будет также предписано, каков характер построения обороны - сплошной или очаговый на наиболее опасных, с точки зрения операторов, направлениях. Под утвержденный план обороны производится расчет сил и средств. Однако уже сейчас ясно, что линия обороны будет проходить по доминирующим над местностью географическим точкам. Система обороны будет строиться таким образом, чтобы в случае необходимости могла быть оказана взаимная поддержка обороняющимся подразделениям огнем и маневренными силами.

Мотострелки, артиллеристы и танкисты начнут окапываться, зарываясь как можно глубже в землю и создавая скрытые ходы сообщений от одного подразделения к другому. Минирование будет происходить, где это только возможно: на подступах к переднему краю, вокруг расположения личного состава и техники, на других участках местности, где возможно появление противника. Пожалуй, особенность построения боевых порядков будет определяться требованием быть в готовности отразить нападение с любого направления, ведь практически надежного тыла не будет.

Внутренние же войска развернут блокпосты на основных шоссейных магистралях, важных пересечениях дорог, возьмут под усиленную охрану железнодорожный путь от Моздока до Кизляра, будут оказывать помощь в становлении органов правопорядка, время от времени проводить зачистку районов, в которых заметят концентрацию боевиков, вышедших из Чечни, иногда, запрашивая помощь со стороны армейских частей и подразделений и используя их тяжелую артиллерию и авиацию.

Первые месяцы после перехода войск к позиционной обороне будут наполнены и излишней работой по инженерному оборудованию местности и подготовке рубежей обороны. Следует ожидать частой их смены. Главное - занять солдата и офицера, чтобы безделье не рождало дух разложения.

Так постепенно из состояния развития боевого успеха армия перейдет к тотальной обороне. Как и состояние озлобленности военнослужащих на власти за этот приказ сменят рассуждения о том, что, покинув ряды Вооруженных сил в знак протеста, надо где-то искать работу...

Под нарастающими ударами чеченских бандформирований моральный дух личного состава федеральных сил, и так невысокий после получения приказа о перемирии, будет таять на глазах со всеми вытекающими отсюда последствиями нравственного и уголовного свойств. Ведь политическая власть лишила их лучшего способа обороны - наступления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
635
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
2649
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
1532
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
686

Другие новости