ДИРЕКТОР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ Международного валютного фонда Мишель Камдессю покинет свой пост к середине февраля будущего года. Его 13-летний стаж руководства Фондом должен был закончиться лишь только через два года, однако финансовый мэтр решил ускорить события. Собственно, о своем намерении отойти от руководства г-н Камдессю объявил еще примерно месяц назад. Тогда ожидалось, что отставка состоится в январе, однако, судя по всему, на поиск преемника нынешнему главе МВФ требуется несколько больше времени.
Вряд ли кто-то всерьез воспринял официальную версию причины грядущей смены власти в МВФ. Хотя Камдессю и заявил, что уходит "по личным причинам", его предстоящий шаг, похоже, говорит о серьезных переменах в стратегии Фонда в отношениях со странами-должниками. Косвенным подтверждением этому может служить то, что первое заявление об отставке прозвучало как раз после ежегодной встречи акционеров МВФ.
Скорее всего, акционеров Фонда, самым крупным из которых является США, перестала устраивать техника кредитования нуждающихся в этом государств. По мнению большинства представителей МВФ, на протяжении последнего времени они, сами того не желая, страховали своими деньгами риски частных кредиторов, активность которых на долговых рынках также заметно повысилась. Другими словами, реструктурируя государствам-должникам собственные займы, Фонд предоставлял им своеобразный финансовый тайм-аут, который, как правило, использовался для расчета с частными финансовыми организациями. Видимо, в ближайшее время акционеры предпочтут отойти от подобной практики.
В качестве возможных преемников Мишеля Камдессю международные финансовые эксперты называют главу Bank for International Settlement Эндрю Крокетта, заместителя министра финансов Германии Кайо Кох-Везера, сотрудника казначейства Италии Марио Драга, заместителя руководителя банка Англии Мервина Кинга, сотрудника британского Минфина Найджела Викста, а также главу Европейского банка реконструкции и развития Хорста Келлера. Однако, следуя новой логике акционеров МВФ, Фонд должен возглавить человек, во-первых, разделяющий ее, а во-вторых, лояльный основным акционерам Фонда.
Как скажутся кадровые коллизии внутри МВФ на взаимоотношениях России с Фондом, прогнозировать довольно сложно. По мнению специального представителя президента РФ по связям с индустриально развитыми странами Александра Лившица, отставка Мишеля Камдессю вряд ли приведет к осложнению отношений между Россией и Фондом, в том числе и по сроку предоставления России второго и третьего траншей стабилизационного кредита, соглашение о выделении которого было одобрено МВФ еще в конце июля этого года. Впрочем, бывший спецпредставитель президента по связям с международными финансовыми организациями Михаил Задорнов назвал предстоящий уход Камдессю плохой для нашей страны новостью. По его словам, "Камдессю знал ситуацию в России и имел долгую историю отношений с нашей страной, личную вовлеченность и, значит, определенные обязательства перед Россией".
С определенной долей вероятности можно сказать, что политика Фонда по отношению к странам-должникам существенно ужесточится. Эксперты ожидают корректировки правил реструктуризации кредитов, а также выделения новых займов. Однако, по мнению некоторых российских аналитиков, выплата второго транша в настоящее время является не столько проблемой российского правительства, сколько головной болью самого МВФ. Во-первых, потому, что невыполнение условий подписанных соглашений серьезно бьет по репутации Фонда. Во-вторых, по мнению аналитиков компании АТОН, при сложившейся сейчас благоприятной ценовой конъюнктуре на рынке энергоносителей Россия может не только самостоятельно обслуживать свой долг перед МВФ, но и рассчитываться по кредитам с частными коммерческими структурами. Примером тому может служить октябрьское обещание правительства выплатить Парижскому клубу 170 млн. долл.
По более пессимистичным прогнозам, растущие расходы бюджета, связанные в том числе и с продолжением чеченской кампании, вряд ли позволят России самостоятельно обеспечивать свой долг перед иностранными кредиторами. Ситуация осложняется и тем, что с позицией Фонда напрямую связаны возможности России по реструктуризации кредитов Парижского и Лондонского клубов. Основные выплаты по этим займам, а они составляют десятки миллиардов долларов, должны начаться чуть больше, чем через год. Кстати, не исключено, что назначенные на 16 ноября переговоры России с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации долга бывшего СССР пойдут не так, как того хотело бы правительство РФ.
Кроме того, следует помнить, что кредитоспособность России во многом зависит от мировой конъюнктуры цен на нефть. Между тем, по прогнозам западных аналитиков, не исключено, что после саммита стран - участниц ОПЕК, который должен состояться в марте 2000 г., стоимость "черного золота" на международных рынках начнет падать, что также негативно скажется на платежеспособности России.