В полосу предвыборных кампаний неимоверно возрастает нагрузка на судебную систему и еще раз высвечиваются ее слабые стороны.
Российским судам необходимо сейчас около 45 тысяч судей. А работает не более 15 тысяч. Нет желающих идти на мизерную зарплату. Большинство зданий судов в плачевном состоянии. Все это из-за того, что средства, выделяемые бюджетом на судебную систему, покрывают не более половины ее потребностей. Но есть проблемы, требующие безотлагательного решения. Например, компьютеризация судов. Сегодня нагрузка по документации нередко превышает физические возможности судей, и без механизации все труднее. Начиная с 1991 года, количество рассмотренных гражданских дел выросло с миллиона до 5 миллионов в год. Практически при той же численности судей. Компьютеры нужны хотя бы просто для того, чтобы иметь надлежащий учет нарастающей массы. Это первое. Второе - мы должны переходить на принцип состязательности, особенно по наиболее важным делам. А для этого нужна полная достоверность протокола судебного заседания. Ориентация только на материалы, собранные предварительным следствием, не соответствует требованиям Конституции - ведь это материалы, представленные обвинением. Поэтому очень возрастает значение достоверности протокола судебного заседания. У нас же он до сих пор пишется по старинке, от руки. Даже по таким делам, где, может быть, назначено пожизненное заключение, по гражданским делам, которые принимают из-за исключительной важности к производству областные суды. Проверяя дела по протестам и жалобам, мы ориентируемся именно на протокол судебного заседания. И часто возникают споры о достоверности его содержания. Поэтому надо вводить систему стенографирования хотя бы в судах на уровне субъектов Федерации: областных, краевых, республиканских. Это небольшое количество судов, но нужны деньги, для того чтобы закупить стенографирующую аппаратуру, обучить стенографистов и наконец-таки получить цивилизованное делопроизводство хотя бы на уровне областного суда. Много денег на это не надо - несколько миллионов долларов вполне бы хватило для решения этих проблем.
Кроме этого крайне необходимо как можно быстрее оказать содействие создающейся системе переобучения судей. К сожалению, судьи, которые учились в старые времена, до начала переходного периода в России, учились по программам, далеким от рыночной экономики. А сегодня судебная власть решает очень много именно таких проблем. Изменение и введение новых понятий в сознание судей и известное изменение их менталитета способствовали бы тому, что судебная власть действовала бы более эффективно в русле проходящих реформ, а не становилась бы иногда на пути этих процессов.
Как всегда, вопрос упирается в деньги. В 1997 году правительство России получило кредит Всемирного банка реконструкции и развития на проведение правовых реформ. Кредит в 58 миллионов долларов на 17 лет под 3% годовых. Под него был создан специальный Фонд правовых реформ. В него вошли представители Минфина, Федеральной комиссии по ценным бумагам, Академии наук, Главного государственного правового управления президента РФ. А представителей судейского корпуса забыли. Я полагаю, что Фонд должен был хотя бы проговорить с нами некоторые вопросы. И по крайней мере поставить в известность, как предполагается использовать кредит. Хотя бы из вежливости прислать такой документ на имя руководителей высших судов России. Но даже руководство Верховного суда не сразу узнало, что такой кредит предоставлен. Я лично, например, о нем услышал через год после того, как он начал работать. Поэтому мы не имели никакой возможности влиять на распределение этих денег. Кто их осваивал, я определенно не знаю. Информация противоречивая. Называют, например, Федеральную комиссию по ценным бумагам, вроде бы ее работники очень активно осваивают этот кредит. Но реально на тех участках, которые связаны с правовой деятельностью, а по-видимому, все-таки правосудие - основа правовой реформы, этих средств мы просто-напросто не видим. Не знаю, сколько израсходовано этого кредита, сколько осталось. Говорят, что больше половины пока не израсходовано.
Во всем мире считается, что судебные реформы - это, по сути дела, стержень реформы правовой. Поэтому в одной из стран, например, все деньги такого займа были потрачены только на строительство новых зданий судов.
Но фонд пока провел два семинара с общественными организациями судей. За два года, что работает этот кредит, это все, что касается судебной системы. Деньги уходят на научно-популярные брошюры, съемки диафильмов, объясняющих основы правовых знаний, на внутренние рецензии на эти работы. На оплату командировок и выступлений иностранных специалистов. Это, конечно, интересно, но лежит на далекой периферии правовой реформы.
С моей точки зрения, надо серьезно заняться этим кредитом, чтобы хотя бы остаток средств пошел на реальные дела и был израсходован таким образом, чтобы дал наибольшую отдачу. Надо, чтобы эти деньги распределялись с участием представителей высших судебных органов. Надо переориентировать кредиты. Ведь конкретно на судебную реформу выделено, насколько я знаю, всего около 10% этого займа. Да и то не на суды общей юрисдикции.
Придет время, придется по кредиту платить. А за что мы будем платить?
Здесь есть над чем подумать и Всемирному банку, и тем, кто занимается судьбой этого кредита. Я знаю, что подобные вопросы ставит Совет судей Российской Федерации. Руководители высших судов, Вячеслав Лебедев и Вениамин Яковлев, тоже ставили соответствующий вопрос, но пока с места ничего не движется.
Вокруг этого кредита пока наблюдается только суета. Всемирный банк суетится, вроде они России помогают, те, кто делят эти деньги, суетятся, вроде бы они что-то делают, составляют какие-то отчеты и справки. А практическая отдача - ноль. Но так же нельзя. Необходима переориентация, пересмотр приоритетов целей этого кредита, с тем чтобы он заработал на реальную судебную и правовую реформу Российской Федерации. И прямое участие Верховного суда в его распределении.