ВПЕРВЫЕ с момента начала военных действий на Северном Кавказе официальные власти иностранного государства обвинили Россию в нарушении международного права. Вчера представитель госдепартамента США Джеймс Рубин заявил, что Россия "не соблюдает обязательства", зафиксированные в Женевских конвенциях 1949 года о правилах ведения боевых действий, в том, что касается обеспечения безопасности мирного населения, а также в "Кодексе поведения, регулирующем военно-политические аспекты безопасности", который был принят на саммите ОБСЕ в 1994 году. По словам Рубина, Соединенные Штаты "не понимают целей российской политики" и "по-прежнему чрезвычайно озабочены в связи с беспорядочным применением военной силы".
Заявление это содержало и другие пассажи, более позитивного для России свойства. Но два обстоятельства позволяют предположить, что они скорее относятся в данном случае к формальной стороне дела. Во-первых, то, что США "понимают необходимость борьбы с терроризмом" и "поддерживают право России защищать свою территориальную целостность", говорилось уже неоднократно, в том числе и президентом этой страны. Нового Рубин не сказал ничего, а лишь отдал дань дипломатическому этикету. Во-вторых, заявление официального представителя госдепа по Чечне содержало и комментарий по поводу обращения чеченского президента Аслана Масхадова к американскому президенту Биллу Клинтону и руководству ООН с просьбой о вмешательстве в конфликт на Кавказе. Естественно, внешнеполитическое ведомство США никак не могло формально откликнуться - ни положительно, ни отрицательно - на письмо, в котором содержится призыв вмешаться во внутренние дела ядерного государства. Но эти рамки слишком узки для Вашингтона, имеющего в лице России сильного конкурента как в мире в целом, так и на Кавказе в частности. Поэтому формальная поддержка Москвы Вашингтоном в данном деле должна была компенсироваться реверансом в сторону Грозного (или уколом в адрес российских властей, что в данном случае - одно и то же). Что и вылилось в упомянутую уже критику Кремля за неизбирательность применения военной силы, а также в четкий призыв к необходимости участия посредников в конфликте на Кавказе. Эта идея уже звучала от западных политологов и от представителей международных организаций. Но все попытки поставить вопрос о политическом участии третьей стороны в кавказском конфликте получали отпор со стороны РФ на первом же этапе. Переговоры об этом вести Москва не позволяет. Западные дипломаты жалуются на это давно.
Теперь же США решили откровенно указать России, что настало время вмешаться в ее внутренние дела: "Мы хотим, чтобы Россия посмотрела, каким образом ОБСЕ может сыграть полезную роль". К этому добавлено, что Вашингтон призывает Москву "рассмотреть возможность посредничества третьей стороны" в конфликте. С подобных же пассажей, кстати, началось вмешательство Запада в косовский конфликт, завершившееся агрессией НАТО против Югославии. Как и в случае с Югославией, Соединенные Штаты формально заверяют, что поддерживают суверенитет и территориальную целостность, но на деле постепенно начинают вмешиваться (или создавать почву для вмешательства) во внутренние дела государства.
На кавказскую тему, пообещал Рубин, разговор с российским руководством продолжится. И скорее всего главным полем битвы станет саммит ОБСЕ в Стамбуле 18-19 ноября. Американцы ожидают увидеть там Бориса Ельцина. По данным "НГ", в Стамбуле в принципе готовится его встреча с Клинтоном. Президент США, к слову, вчера вечером выступил с заявлением, в котором также призвал Москву к началу мирных переговоров с Чечней.