Свершилось. Требование остановить движение российских войск по части территории России, называющейся Чечня, легкой зыбью пробежавшее по устам столичных интеллигентов и столичных же правозащитников, материализовалось наконец в громком требовании лидера партии "ЯБЛОКО" Григория Явлинского.
Правда, и само "ЯБЛОКО", как мне уже приходилось писать весной, давно превратилось в правозащитную организацию с легким экономическим уклоном (последнее - исключительно благодаря личным пристрастиям яблочного лидера). Но формально-то "Яблоко" все равно является: 1) политической партией (одной из крупнейших в стране; 2)парламентской партией (одной из четырех в нынешнем составе Думы и безусловно сохраняющей за собой фракцию в новом составе); 3) партией, потенциально выдвигающей сразу двух кандидатов на президентский пост.
А всего у нас в России парламентских партий ныне четыре, с 19 декабря сего года будет в лучшем случае шесть. То есть фронт политического единства в России по чеченской проблеме прорван "ЯБЛОКОМ" на участке в четверть его длины.
"ЯБЛОКО" как правозащитная организация рано или поздно должно было сделать такой шаг. Во-первых, как всякая антигосударственническая (не путать с антигосударственной) структура. Во-вторых, как безответственная (в последнее время) оппозиционная структура. В-третьих, как партия, участвующая в выборах и желающая получить любыми средствами максимальное число голосов.
Последнее - главное. Очевидно, что часть голосов "ЯБЛОКА" на нынешних выборах заберет "Отечество - Вся Россия", с которым "ЯБЛОКО" находится в косвенном финансовом союзе и прямом политическом мезальянсе (ибо Григория Явлинского держит дублером Примакова на президентских выборах). Как "ЯБЛОКУ" компенсировать эти потери? Попытаться отобрать голоса у "Союза правых сил", либеральный костяк которого оказался в настоящее время настроен более государственнически, чем от него многие ожидали. "ЯБЛОКО" решило сыграть на опережение: выступив со своим "правозащитным" (по отношению в первую очередь к страдающим от действий федеральных войск боевикам, ибо жертв среди мирного населения Чечни что-то никто обнаружить никак не может) требованием и тем самым отобрать у "Союза правых сил" пацифистский электорат.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть, моральную поддержку Запада, которую моментально получает "ЯБЛОКО", выразив желание остановить российскую армию и посадить за стол переговоров успешно наступающих российских генералов и успешно отступающих лидеров боевиков и террористов. Или, по крайней мере, теряющего остатки политического веса Масхадова со стремительно набирающим политический вес Путиным. Видимо, чтобы уравновесить их.
Странно не то, что Григорий Явлинский выступил с этим предложением. Странно то, что он выступил с ним столь поздно. Можно было сделать это сразу же, как только федеральные войска пересекли административную границу Чечни, чтобы ни один волос не упал с головы боевиков (это же антигуманно), а бизнесу работорговли можно было по-прежнему противостоять благородным политическим бизнесом вызволения рабов через знакомых честных боевиков.
Разумеется, резоны "ЯБЛОКА", а точнее, Григория Явлинского, ибо он и только он диктует яблочникам свою волю, заявленные публично, иные. Но я не о субъективной трактовке позиции "ЯБЛОКА", а о ее объективном содержании.
Кстати, оправдается ли предвыборный расчет Григория Алексеевича - это еще вилами на воде писано. На нашем сайте в Интернете уже вчера мы организовали опрос, посредством которого пытаемся выяснить отношение наших читателей к предложению Явлинского. "Жители" Интернета, как известно, это почти копия электората Явлинского - молодые, образованные, либерально настроенные. Пока - на вечер вчерашнего дня - Явлинский начал терять избирателей. Соотношение оценок не в его пользу даже в Интернете - 88 на 12.
Конечно, "ЯБЛОКО" все равно получит фракцию в Думе. И это хорошо, тем более что "Союзу правых" вряд удастся туда прорваться. "ЯБЛОКО" нужно российской политике для того, чтобы в случае усиления авторитаризма мобилизовать остатки масс интеллигенции, за исключением тех, кто сразу же начнет авторитаризму служить, против этого внутреннего зла. Но к управлению государством, а особенно его внешней и военной политике "ЯБЛОКО" нельзя подпускать на пушечный выстрел. Даже при абсолютной демократии. Иначе у нас будут образцовые тюрьмы, из которых преступники будут вести переговоры с непреступниками, оставшимися на воле, относительно условий своего содержания, и заодно и всего того, чем еще мир должен загладить перед ними свою вину.
Прорвав фронт политического единства российского общества и государства относительно проблемы Чечни, "ЯБЛОКО", естественно, вольно или невольно выступило против политики, проводимой премьер-министром страны Владимиром Путиным. Ясно, что Путин по собственной воле не пойдет на реализацию плана Явлинского. Но, не имея возможности ответить лидеру демократической фракции резко, Путин вынужден будет "оправдываться". А это позволит раз за разом и с разных сторон критиковать внутри страны линию правительства. По отношению к чеченской проблеме. Что само по себе и неплохо (в смысле демократичности), но в условиях ведения боевых действий станет и подрывать общественную поддержку армии, и, боюсь, провоцировать генералов на то, в чем их последнее время публично обвиняют: в том, что они "захватили Путина", чуть ли не подготовили уже военный переворот.
Рейтинг Путина растет с неимоверной скоростью. В нашем последнем Интернет-опросе, результаты которого мы опубликуем завтра, Путин как кандидат в президенты набрал голосов уже больше, чем все остальные кандидаты вместе взятые (больше 51%). Слишком опасна для многих российских политиков такая популярность премьера, ибо не оставляет лично им шанса на политическое выживание за пределами 2000 года. Критика Путина, как ранее критика Ельцина - становится расхожим предвыборным приемом. Все бы хорошо, если бы не чеченская кампания, во главе которой Путин и стоит.
Наш политический мир слишком эгоистичен и циничен. Но не зависеть от него, живя в нем, нельзя.
Я бы на месте Путина немедленно поставил в Думе вопрос о вотуме доверия своему правительству в связи с чеченской политикой. То, что такой вотум доверия он получит, вопроса нет. Но это сняло бы "проблему Явлинского" перед саммитом ОБСЕ в Стамбуле. А также проблему критики со стороны Запада. Поддержка парламента есть поддержка парламента.
Конечно, Путин может решиться на это только если у него есть не формальная, а сущностная поддержка и президента Ельцина. Ибо ясно, что вопрос о Путине сейчас - главный в политической жизни России, по крайней мере тактически. Тот, кому удастся свалить Путина, будет далее диктовать свою волю Ельцину. А оттого так много желающих это сделать. Видимо, "ЯБЛОКО" в их рядах.
А то, что при этом Россия получит окончательное военное и геостратегическое поражение на Кавказе и будет вытеснена оттуда навсегда, для этих людей неважно.
В странные игры играет Григорий Явлинский. Еще надеюсь, что только из абстрактно-идейных и узкоэгоистических предвыборных соображений.
Кстати, те из ОВРа и "ЯБЛОКА", кто утверждает, что Путина хочет снять кремлевская партия, если это так, очень сильно помогают ей заявлениями типа того, что сделал вчера Явлинский.
Сейчас модно говорить о кремлевской камарилье. По аналогии с окружением Николая II времен Первой мировой войны.
И кое-что здесь справедливо. В частности, и то, что раз за разом от царя требовали остановить наступление на германском фронте. Может быть, у нас две камарильи? Похоже на то.