НЕСМОТРЯ на достаточно мощное общественное давление, официальные структуры западных стран, международные организации и государственные лидеры, похоже, меняют тон своих заявлений по чеченскому вопросу на более мягкий. В последние один-два дня наиболее яркими примерами небольшой, но весьма значимой корректировки курса стали заявления Мартти Ахтисаари - президента Финляндии (председательствующей сейчас, кстати, в Европейском союзе), главы МИД ФРГ Йошки Фишера, первого заместителя госсекретаря США Строуба Тэлботта, письмо российскому премьеру Владимиру Путину от его британского коллеги Тони Блэра, резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы по Чечне.
Конечно, Блэр еще раз выразил обеспокоенность по поводу жертв среди гражданского населения и высказался в пользу приостановки наступления российских войск в Чечне, но в то же время расставил и другие акценты: понимание опасений России в связи с угрозой терроризма. А официальный представитель британского премьера отметил, что обстановку в Чечне нельзя считать аналогичной косовскому конфликту и о преследовании людей по этническому признаку речи не идет.
В тот же день в Страсбурге парламентарии Совета Европы единогласно одобрили резолюцию, однозначно осуждающую "террористические акты внутри и за пределами чеченской территории".
С тем, что терроризм угрожает России, согласен и Строуб Тэлботт, ранее сделавший несколько жестких заявлений по Чечне. Помимо этого, в интервью газете "Сегодня" он заявил, что "у НАТО нет ни малейших намерений расширять свою сферу военного вмешательства на территорию России".
Об отсутствии планов какого-либо давления на Москву заявил и президент Финляндии Мартти Ахтисаари. По его словам, ни о каких экономических санкциях против России в связи с чеченским конфликтом не может быть и речи. Правда, решения по этому поводу если и будут приниматься, то не в Хельсинки и не в Брюсселе.
Безусловно, заявления об обеспокоенности происходящим на российском Северном Кавказе будут поступать и в дальнейшем. Ничего необычного в этом нет: регулярно те же самые страны, да и Россия вместе с ними точно так же выражали озабоченность по поводу ситуации в Израиле, в Индонезии, в других странах, где имеют или имели место региональные конфликты. Кстати, совсем недавно подавляющее большинство мировых держав - от Австралии и Японии, до Германии и России - осудили провал американскими сенаторами Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Главное, что официальное руководство западных стран осознает, что слишком громкие заявления в адрес России на пользу делу не пойдут. В лучшем случае в Москве их просто проигнорируют или представят как поддержку борьбы против терроризма (что с успехом уже делали и Владимир Путин, и Игорь Иванов). В худшем - подобные заявления могут сильно испортить отношения.
Понимание этого достаточно четко продемонстрировал глава немецкого внешнеполитического ведомства Йошка Фишер. Находясь с визитом в Вашингтоне, он признал, что возможности Запада повлиять на Россию и ее действия в Чечне ограниченны.
Конечно, в правительствах западных стран есть соблазн обойтись с Россией жестко. И, возможно, нынешнее смягчение - это лишь тактический ход.