Привести документальные доказательства фактов, изложенных в статье, открывающей сегодняшний номер "НГ", мы, конечно, не можем. В том смысле, что задокументировать стенограммы конфиденциальных переговоров между некоторыми московскими и некоторыми западными политиками, проводившимися в последние недели в Москве и за рубежом, способны только спецслужбы.
Но информация, полученная нами, совершенно логично вписывается в общую картину всех главных тенденций политической коллизии, развивающейся в последнее время вокруг Чечни (и Кавказа вообще).
Западные страны обрушились с беспрецедентной критикой на Россию в связи с действиями ее войск по взятию под контроль ее собственной территории, несколько лет удерживаемой мятежниками, цели которых, что очевидно, далеко расходятся с идеей всего лишь "независимости" Ичкерии от России.
Три года Чечня де-факто находилась вне какого-либо влияния Москвы, не подчинялась ни одному ее закону, получая из России электричество, газ, нефть, а иногда и деньги. За это время не было построено какое-либо независимое государство, а совершенствовались не только криминальные, но и прямо средневековые виды бизнеса - воровство нефти, наркобизнес, работорговля. Ни одной территории мира Запад не позволил бы заниматься всем этим, даже если бы в рабство не попадали сами граждане западных стран, а в Чечне они попадали.
И вдруг, когда Россия попыталась единственно возможным в данном случае образом, а именно вооруженным, ликвидировать все то, что противоречит всем нормам международного и частного права, Москву стали критиковать, а в последнее время и третировать за попытку навести порядок на ее собственной, но до того неподконтрольной ей территории.
Одновременно в самих российских политизированных интеллигентских кругах зазвучали голоса о разразившейся "гуманитарной катастрофе" и даже "геноциде чеченского народа". Причем интересно, что авторы этих тезисов явно охвачены какой-то манией "презумпции невиновности" чеченских боевиков (каждое их действие Москве предлагается доказывать чуть ли не в суде) и "презумпции виновности" федеральных войск (их вина признается сразу же, особенно если подкрепляется "информацией", явно исходящей от самих террористов, действующих на территории Чечни). Эта мания тем более поразительна, что именно те, кто ею ныне охвачен, любили в свое время ставить России в пример США, которые готовы поднять на ноги все свои силы, если хотя бы один американский гражданин будет где-либо и кем-либо обижен. Эти же люди постоянно обвиняли российские ФСБ и МВД за бездействие в высвобождении российских и иностранных заложников, попавших в рабство на территории Чечни.
Другой аспект проблемы - схватка за власть в Москве. Безусловно, она разворачивается по сценарию борьбы не на жизнь, а на смерть (по крайней мере политическую). Противостояние двух группировок - кремлевской и московской (Примаков-Лужков) - после временного затишья, безусловно, возобновится с новой силой. Все мосты для компромисса сожжены обеими сторонами.
Путин, естественным образом и входящий сейчас в кремлевскую группировку, - главная фигура в этой игре. Даже его нейтралитет опасен каждой из сторон. Тем более - игра в чьей-то команде.
Очевидно, что, если Путин и дальше будет выигрывать в Чечне, путь в Кремль ему практически гарантирован. А какую политику он поведет, оказавшись там, тоже ясно. Если она и ущемит чьи-то интересы, то отнюдь не России как страны и нации.
Убийство премьер-министра и председателя парламента Армении, странным образом случившееся именно сейчас, резко ослабили позиции России на Кавказе.
Обструкция, устроенная Белоруссии Западом и некоторыми "супердемократическими" политиками в Москве, загнала в угол другого стратегического партнера России.
Запущенной версией о причастности Евгения Примакова к покушениям на Шеварднадзе, Вашингтон вновь перевел стрелку нестабильности на Россию, внеся еще больше разногласий в ее отношения со странами Кавказского региона, а заодно дополнительно ослабив Ельцина, который и выдвигал Примакова на посты директора СВР, министра иностранных дел и премьер-министра.
Запад явно пытается держать в руках всех главных российских политических игроков одновременно: Ельцина, Примакова - в первую очередь. Мне точно известно, что уже готов компромат и на Путина (времен его работы в Петербурге), но все-таки сегодня нынешний премьер - самая неподконтрольная Западу фигура. Именно поэтому снятие Путина с поста, по чьей бы инициативе это ни произошло - московской группировки, явно больше желающей этого, или кремлевской, где тоже есть стремящиеся к такому исходу (но позже, когда группа Примакова-Лужкова будет политически разгромлена), приведет к колоссальному политическому поражению России. Всем, кто говорит сегодня об интересах России, нанося одновременно удары по Путину, верить нельзя. Именно потому, что политический нейтралитет Путина, его лояльность Ельцину и успешность деятельности на посту премьера больше всего совпадают и с текущими, и, судя по всему, со стратегическими интересами страны.
Даже если в информации, которой располагает "НГ", есть некоторое преувеличение или определенная заданность, реакция на нее различных политических сил и политиков быстро внесет ясность в закулисные интриги, плетущиеся вокруг нынешнего премьер-министра России. А следовательно, и вокруг власти в России вообще. Именно эту цель преследует "НГ", придавая огласке факты, аргументированное опровержение которых успокоило бы политическую ситуацию в Москве, а подтверждение - дало бы возможность избежать опасного развития событий.