ИТОГИ одного из самых важных этапов избирательной кампании - регистрации федеральных списков - подводила вчера Центральная избирательная комиссия. В результате через сито закона прошло всего-навсего 28 избирательных объединений. С первого взгляда эта небольшая цифра, особенно по сравнению с количеством партий, зарегистрировавшихся на прошлых выборах, поражает. Ведь первоначально, 19 декабря 1998 года, в Министерстве юстиции было зарегистрировано в пять раз больше объединений - 139, при том что на прошлых выборах - целых 260. Четыре года назад до финишной прямой дошло гораздо больше объединений, чем сейчас, их было 43. Разумеется, такой массовый "отсев" совершенно справедливо связывают с действием нового закона о выборах депутатов Государственной Думы. Закон, кроме согласования противоречий между старым Законом "О выборах депутатов Государственной Думы" и Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан...", необходим для борьбы с попаданием криминала во власть.
Но жертвами нового закона пали восемь общественно-политических объединений, чью причастность к криминалу, за исключением, пожалуй, ЛДПР, до этого не обсуждали ни СМИ, ни властные структуры. С предвыборной дистанции, кроме партии Жириновского, сошли следующие движения: "НУР", "Российская консервативная партия предпринимателей" и "Фронт национального спасения". Им претензии члены ЦИК высказали непосредственно на заседании. Замечания касались в основном указанных кандидатами сведений, которые сильно расходились с действительностью, а также неправильного оформления документов. Остальные же четыре объединения попросту не успели оформить все необходимые документы в срок, открыть избирательный счет, сдать залог и так далее либо поздно заверили свои списки в ЦИК. Однако те, чьи имена у российского избирателя действительно ассоциируются с криминалом, так или иначе все же были зарегистрированы.
Из этого можно сделать вывод, что во имя закона пострадали вовсе не те, кого ЦИК не хотела бы видеть в рядах кандидатов. К примеру, "Блок Жириновского", несмотря на скептические прогнозы, уладил все свои проблемы настолько молниеносно, что был зарегистрирован без лишних вопросов. Разумеется, новый список был уже не настолько колоритен, как раньше, из него выбыли такие личности, как Сергей Михайлов и Анатолий Быков. Однако еще при рассмотрении федерального списка у ЦИК к Михайлову в отличие от Быкова претензий не было: президент благотворительного фонда "Участие" закон соблюдает, правда, зарабатывает мало (1600 рублей за прошлый год). После "подчистки" списка ЛДПР Михайлов из него выбыл, но спустя некоторое время без особых проблем был зарегистрирован по одномандатному округу в Ростовской области. Таким образом, сетования по поводу того, что ЦИК благодаря новому закону наделена почти безграничными полномочиями, самой Центральной избирательной комиссии не помогли. Благодаря именно этому закону наш российский криминал только "потренировался" в предвыборных технологиях. Но председатель Центризбиркома Александр Вешняков продолжает утверждать, что закон помог "очищению выборов". По его информации сотни сомнительных фигур заранее отказались от попыток баллотироваться в Думу после того, как узнали, насколько строг новый закон.
Всего же из федеральных списков выбыли 411 кандидатов: из них по личным заявлениям - 92, сами движения и блоки посчитали нужным исключить из своих списков 23 кандидата, необходимые документы не предоставили 42 кандидата. Тех, чьи сведения об имуществе ЦИК признала в высшей степени недостоверными, оказалось 191 человек.
Теперь немногочисленным избирательным объединениям придется думать о соответствии закону проводимой ими агитации. Не прямо, но косвенно снятие с регистрации за незаконную политическую рекламу также было объявлено ЦИК как способ борьбы с криминалом. Однако тем, кто вел активную агитацию в обход избирательного фонда еще до регистрации, хуже не стало. В частности, это касается Владимира Брынцалова и его "Русской социалистической партии".