ПРОВЕДЕНИЕ антитеррористической операции в Чечне сегодня осложняется тем, что уследить за передвижением боевиков через границу этой северокавказской республики практически невозможно. Несмотря на заверения руководства Грузии о том, что в поток беженцев из Чечни могут влиться лишь мирные жители, пока достоверно неизвестно, действительно ли не приезжал в Тбилиси один из идеологов воинствующих антироссийских сил Мовлади Удугов. Хотя ряд грузинских официальных лиц и опроверг сообщения о том, что он проник на территорию республики через Панкисское ущелье, учитывая достаточно лояльное отношение руководства Грузии к чеченским сепаратистам, можно предположить, что поездка Удугова все же имела место.
Как бы то ни было, вчера российский премьер Владимир Путин распорядился незамедлительно начать переговоры с Тбилиси, а может быть, и с Баку, на предмет введения визового режима в отношениях с Грузией и Азербайджаном. Как известно, пока в отношениях с Тбилиси Москва придерживается соглашения 1992 года "О безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников", а с Баку - двустороннего соглашения о безвизовом передвижении. Хотя подразумевается, что визовый режим будет введен лишь на время чеченской кампании, все равно для этого необходимо заключать двусторонние соглашения. Вчера МИД РФ уже направил ноту во внешнеполитическое ведомство Грузии, а Тбилиси дал согласие сесть за стол переговоров.
Неизвестно еще, как скоро начнутся эти переговоры и сколько они продлятся, пока же контроль за лицами, прибывшими в Россию из Грузии и Азербайджана без визовых документов, будет осуществлять МВД. Если даже это и удастся реализовать, то останется надеяться, что такая мера еще больше не осложнит отношения российских милиционеров и так называемых лиц кавказской национальности. Стоит учитывать, что, помимо всего прочего, повышение активности сотрудников МВД без соответствующего международно-правового оформления может поспособствовать усилению давления мирового сообщества на Россию, которую и без того упрекают в нарушении прав человека. Кстати, скопление огромного числа вынужденных переселенцев на чечено-ингушской административной границе также не в последнюю очередь связано со стремлением служащих Минобороны отсеять из толпы беженцев потенциальных террористов.
Между тем "НГ" уже писала о том, что проблема терроризма в России тесно связана с нелегальной миграцией. Еще в номере от 02.10.99 на страницах газеты звучало мнение, что после взрывов жилых домов Москва должна приостановить безвизовый въезд в Россию из государств СНГ, особенно из Азербайджана и Грузии, граждане которых занимают два первых места среди "нелегалов". Правда, в Белом доме этой проблемой озаботились лишь после того, как директор ФПС Константин Тоцкий пожаловался Владимиру Путину на сложную обстановку на чеченском участке российско-грузинской границы. По словам главы ФПС, для введения эффективных мер по обеспечению контроля за этим участком он вместе с министром обороны Игорем Сергеевым планировал побывать в Тбилиси, но президент Грузии изменил свое решение о целесообразности таких переговоров.