МИНУВШИЙ воскресный вечер преподнес небольшой, но в нынешних условиях очень приятный сюрприз. Те, кто потирал руки в предвкушении очередных взаимных нападок, сыплющихся каждое воскресенье вечером со всех каналов из уст ведущих информационно-аналитических программ, наверняка были разочарованы. На этот раз Сергей Доренко был на удивление спокоен и не настроен на ведение боевых действий, чем наверняка раздосадовал многих любителей "экранных" скандалов. Обошелся без разоблачений и Евгений Киселев. Такое впечатление, что телеканалы решили взять тайм-аут.
Более того, Евгений Киселев в "Итогах" обратился к зрителям и коллегам с "воскресной проповедью". Смысл неожиданного лирического отступления сводился к тому, что, мол, как надоели нам эти информационные войны. И в качестве образца идеально мирного поведения в эфире привел... НТВ. Оказывается, именно НТВ на сегодняшний день является носителем лучших традиций, заложенных десять лет назад тележурналистами сначала ТСН (той, образца 1990 года, ТСН, где обрели популярность Татьяна Миткова и Михаил Осокин, Дмитрий Киселев и Александр Гурнов. И, конечно же, сам Евгений Киселев), потом - рупором демократии на телевидении - Российским телевидением. Мысль хорошая - информационная война действительно надоела. Однако странно слышать это из уст ведущего, в определенном смысле олицетворяющего и проводящего политическую линию канала, в последние, предвыборные времена не отягощенного излишней неангажированностью.
В это же время на ОРТ Сергей Доренко, казалось бы, раз и навсегда избравший своим главным журналистским оружием эпатаж, беседовал с председателем Центризбиркома Александром Вешняковым. Беседовал очень спокойно, хотя повод был почти что исключительный: Центризбирком принял решение о вынесении представления в Минпечати "о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении ОРТ и Сергея Доренко к ответственности". Александр Вешняков считает, что налицо факт нарушения предвыборной агитации телеканалом ОРТ. В чем кроется факт нарушения - так и осталось неясным. В том, что канал проводит определенную политическую и предвыборную линию? Безусловно, проводит, равно как и все остальные телеканалы. Каким законом это запрещено? Кем запрещено? Кому, наконец, запрещено? И если действительно входят в противоречие Конституция и Закон о выборах, чему отдавать предпочтение? Не сумев внятно ответить на эти вопросы, Вешняков сослался на агитацию каналом ОРТ против Евгения Примакова и тут же не преминул заметить, что отправил последнему телеграмму в связи с днем рождения. Что, естественно, было немедленно расценено Сергеем Доренко как откровенная агитация.
Шутки шутками, но ведь решение о том, является ли то или иное выступление журналиста агитацией и пропагандой, то есть нарушением закона, вправе решать только суд - не Центризбирком, не Минпечати. Беседа Доренко с Вешняковым прошла почти в теплой и почти дружественной атмосфере, несмотря на то что вопросы так и остались открытыми.
А часом раньше Юрий Лужков втолковывал зрителям ТВ-6 в программе Станислава Кучера "Обозреватель", что все действия Бориса Березовского "противоречат основным интересам нашего народа, интересам России как государства"; что "государственные дела сегодня решаются не президентом, а решаются администрацией, решаются другими лицами, которые не имеют права решать вопросы, которые должен решать президент". (Особенно хорошо выступление Лужкова смотрелось после субботнего Александра Коржакова "без галстука", специально извлеченного на свет Божий, чтобы рассказать о маленьких и больших слабостях президента, о его неспособности управлять государством еще в коржаковские времена, о его просто-таки демонической семье - как с маленькой, так и с большой буквы). В заключение Лужков решил немного поучить жизни молодого Кучера, заметив, что и тот теперь под жестким давлением цензуры. На что ведущий, как нам кажется, ответил спокойно и достойно: "Остается надеяться, Юрий Михайлович, что, если вы придете к власти, ТВЦ не станет государственным каналом". Надежды юношей питают...