Назначенный Тулеевым новый управляющий Черниговского разреза Василий Катриченко (крайний
слева) так и не смог прорваться в кабинет директора сквозь плотные ряды шахтеров. Фото автора |
СЪЕЗД трудовых коллективов Кузбасса, состоявшийся в прошлую субботу в Новокузнецке, прошел под знаком борьбы коллективов ряда крупных промышленных предприятий Кемеровской области против главы областной администрации. Это можно назвать его главным итогом и главной сенсацией. Подобной оценки он заслуживает по той причине, что один из наиболее известных "красных" губернаторов, самый большой друг и защитник трудящихся, получил от этих самых трудящихся 23 октября весьма увесистую оплеуху. О том, что это действительно так, свидетельствовали почти все выступления и абсолютно все принятые съездом решения и резолюции.
Судя по всему, съезд этот может стать этапным как в развитии рабочего движения не только Кузбасса, но и в целом всей России, так и, не исключено, в политической судьбе самого Амана Тулеева. Его особенностью стали не только оппозиционность по отношению к губернатору, но и то, что в оппозицию к нему стали те, от лица которых он так любит выступать и чьим защитником он постоянно себя провозглашает. То есть простые труженики. То что это действительно так, подтверждается, во-первых, его массовостью: в зале Театра металлургов, в котором он проходил, присутствовали 422 делегата из большинства промышленных центров Кузбасса, представлявших 91 предприятие. Социальный состав участников форума также говорил сам за себя. В отличие от многих подобных мероприятий на нем практически не было представителей директорского корпуса. Большинство делегатов съезда составили рабочие, учителя, медики, коммунальщики и другие бюджетники.
Еще одной отличительной чертой прошедшего съезда стало то, что оргкомитет по его созыву, состоявший из представителей профсоюзных и рабочих комитетов крупных металлургических и угольных предприятий области, а также членов межрегионального профсоюза "Защита труда", решил пойти "другим путем". То есть собирать участников предстоящего мероприятия не через официальные профсоюзы Кемеровской области, которые здесь в полном составе под Тулеевым, а опираться либо на их первичные организации, либо на лидеров независимого от губернатора рабочего движения Кузбасса. Именно это и привело к столь неожиданным и нежелательным для главы областной администрации результатам съезда, выразившимся в резолюциях, пестрящих фразами "о самоуправных действиях губернатора Тулеева", призывающих "не верить Тулееву" и т.д. Вдобавок ко всему Всекузбасский съезд трудовых коллективов принял решение: "Начать подготовку к всекузбасской акции протеста против падения уровня жизни, безработицы и произвола областных властей".
Кроме того, прошедший съезд продемонстрировал некую новую тенденцию, все более решительно проявляющуюся в рабочем движении. Она состоит в том, что если во все предыдущие семь лет "реформ" рабочие занимались главным образом тем, что уныло требовали выплаты долгов по заработной плате (да и то лишь тогда, когда эти долги достигали как минимум полугодовой отметки), то теперь они все более активно включаются в борьбу за свои предприятия. Причем характерно, что эта борьба тем ожесточеннее, чем более перспективно само предприятие, чем более эффективно оно работает. В связи с этим совершенно естественным выглядит тот факт, что оргкомитет съезда решил пригласить на него представителей Выборгского целлюлозно-бумажного, Ачинского глиноземного комбинатов, где совсем недавно произошли известные события, когда рабочие не пустили на предприятия новых хозяев, за которыми так или иначе стоят представители региональных властей. Кстати, по событиям в Выборге съезд принял отдельную резолюцию, в которой говорится о том, что впервые в новейшей истории России власти, защищая интересы частного капитала, открыто применили оружие против рабочих.
Не случайным стало и то, что одними из главных инициаторов проведения этого съезда стали профсоюзные и рабочие комитеты таких предприятий Кузбасса, как Кузнецкий металлургический комбинат и один из крупнейших в области Черниговский угольный разрез, в отношении которых областная администрация пытается проводить приблизительно ту же политику, что и губернатор Красноярского края генерал Лебедь в отношении Ачинского глиноземного комбината. Фактически все эти предприятия находятся в состоянии почти неприкрытой войны за собственное благополучие с главами региональных властей, которые, готовясь к предстоящим предвыборным баталиям, заблаговременно стремятся прибрать к рукам наиболее крупные и эффективно работающие производства.
Однако в отличие от недавних времен первоначального накопления капитала, когда российские пролетарии выглядели статистами в борьбе, которая велась другими за их собственность, подобная роль их уже не устраивает. Недавние события в Выборге, Ачинске, на Черниговском разрезе показывают - рабочие больше не хотят оставаться пассивными зрителями. Похоже, что к ним приходит осознание того, что им есть что терять в этой жизни и помимо их цепей.