БУРНАЯ реакция на недавний отказ Евгения Примакова явиться на встречу к президенту стала казаться незначительной после прозвучавших в воскресенье обвинений в адрес экс-премьера - он, как следует из материалов "Программы Сергея Доренко", "причастен к покушению" на жизнь президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе.
Напомним, что в эфире ОРТ выступил бывший директор американского Агентства национальной безопасности Уильям Одом и заявил, что в его ведомстве есть данные о том, что теракты в Грузии готовились при участии высокопоставленных российских чиновников. Далее следовали видеокадры, которые должны были подтвердить правильность этих заключений. Сюжет весьма незатейлив: Евгений Примаков интересуется у военных, что будет, если бронированный "Мерседес" атакуют с помощью гранатомета. Услышав в ответ, что ни саму машину, ни ее пассажиров в этом случае ничего хорошего не ждет, Примаков улыбается и уходит. Из всей последовательности изложенных фактов можно было сделать вывод о том, что Примаков может иметь какое-то отношение к покушению на Шеварднадзе.
Речь идет о несостоявшемся покушении на жизнь Эдуарда Шеварднадзе, произошедшем в мае этого года. Грузинская сторона тогда заявила о возможной причастности российских спецслужб, прежде всего СВР, к подготовке этого теракта. Обвинения звучали примерно так: российские разведчики по команде одного из высших должностных лиц использовали для этих целей свою грузинскую агентуру. Сама СВР неоднократно опровергала эту информацию, и последний раз ей пришлось это делать не далее, как на прошлой неделе.
Экс-премьер, вероятно, очень внимательно смотрел ОРТ, и первый его порыв был весьма эмоционален: он решил высказать свое мнение с помощью программы "Итогов" Евгения Киселева. Евгений Максимович смог сдержать свой гнев и обойтись без лишних подробностей, заявив только, что представители Грузии уже опровергли эту ложь.
Вся изложенная на ОРТ теория вызывает сомнения хотя бы по одной причине, способной перевесить все остальные: как известно, грузинский лидер давно вошел в число рекордсменов по количеству совершенных на него покушений. Их все отличала одна особенность - несмотря на серьезную подготовку террористов и значительные повреждения машин, Шеварднадзе каждый раз отделывался лишь легким испугом. Наиболее сильно он пострадал по время покушения 29 августа 1995 года - были немного поцарапаны лицо и руки. Все эти обстоятельства не раз наводили аналитиков на мысли, что наибольшую выгоду от терактов получал сам Шеварднадзе - в его руках моментально оказывалось мощное средство для борьбы с политическими противниками, которым он весьма успешно пользовался, и одновременно резко поднимался его авторитет как в собственной стране, так и за ее пределами.
Сам Шеварднадзе вчера был вынужден вновь вернуться к этой теме. Он не исключил того, что к обвинениям в адрес Примакова причастен бывший шеф грузинских спецслужб Игорь Георгадзе. Есть и еще один любопытный момент. Возможно, Евгений Максимович не так уж и неправ, в последнее время утверждая, что готовится целый план по его компрометации, носящий громкое название "Бизон", видимо, подразумевается немалый политический вес экс-премьера.