0
1938
Газета Политика Интернет-версия

26.10.1999 00:00:00

Диалоги о конституции

Джахан Поллыева

Об авторе: Джахан Реджеповна Поллыева - кандидат юридических наук, заместитель главы администрации президента РФ.


ЛЮБОЙ уважающий себя политик понимает, что для успешной предвыборной кампании, помимо качественного компромата на своего противника, необходима как минимум одна серьезная тема, приличествующая сану государственного мужа и показывающая его озабоченность судьбами Отечества. При этом тема должна быть не просто громкой (чтоб не стыдно было замахнуться), но и такой, в которой каждый - специалист. А таких наперечет: грипп, балет да конституция.

Всероссийский "конкурс" поправок в Конституцию объявлен. Все политики, идущие на выборы, торопятся застолбить свое место в этой шумной дискуссии. Дума устраивает специальные парламентские слушания. Фонд "Индем" дает новую редакцию по длинному списку статей Основного Закона. Совет по внешней и оборонной политике вносит этот вопрос в повестку дня президента-2000. Однако в публичных собраниях юристы в отличие от политиков осторожны как никогда.

Проблема в том, что конституционная тема стара как мир и как ни крути - неизбежно упирается совсем в другую дискуссию. В серьезный разговор о том, каким путем в политике и экономике было бы должно и полезно идти стране. Что принципиально нового в политический курс России на пороге XXI века может внести очередная конституционная реформа. А как раз этого разговора среди неоконституционалистов пока не наблюдается. И потому трудно понять, почему поправка о "правительстве парламентского большинства" обсуждается без учета того, что в стране как не было, так и нет полноценной многопартийности. Невозможно объяснить, есть ли другие причины, помимо технических, для введения поста вице-президента. Или - зачем надо не избирать, а назначать губернаторов, если нет развернутого ответа на вопрос: что такое "единство системы исполнительной власти" и почему оно никак не страдает в других странах мира, где губернаторы провинций, штатов, префектур из года в год избираются населением. Может, дело отнюдь не в слабости административных рычагов, а в отсутствии экономически грамотных и взаимовыгодных управленческих сигналов "сверху"?

Прошлой осенью, когда думская левая оппозиция с наскока пыталась протащить закон о Конституционном собрании и провести ни много ни мало пять поправок в Конституцию, ей пришлось столкнуться не столько с особой позицией правительства и администрации президента, сколько с противодействием собственных коллег. По ходу выяснилось, что по каждому из рассматриваемых вопросов у 7 фракций и групп было свое, отличное от других мнение. И это были не амбиции, не капризы, не технические проблемы, а элементарный идеологический клинч, несхожесть политических взглядов и схем.

Наступила еще одна осень. Еще одна попытка взять верх над Конституцией - и опять неудачная. Иначе и быть не могло: пока не предъявлена принципиально иная (то есть лучшая) схема функционирования политсистемы, пока всерьез не доказана неэффективность старой, юристы отдыхают. Они по долгу службы защищают действующий закон и молчаливо наблюдают за борьбой идей. На этом стоит и стоять будет любое сильное государство. И только в не умеющем себя защитить государстве всякого рода начальники в открытую охаивают закон и сваливают вину за собственную неумелость и разгильдяйство на "несовершенную" Конституцию. Так уж повелось: несостоятельные политики всегда предпочитают прикрываться плохими законами, в то время когда нечего на зеркало пенять.

Кто знает, может быть, охватившая всех околоконституционная страсть и впрямь приведет к полноценной дискуссии о судьбах страны в новом столетии. Кто знает, может быть, удастся завести нормальный разговор, где "диалоги о Конституции" станут лишь еще одним толчком, чтобы без оглядок на предвыборную конъюнктуру задуматься над тем, что из накопленного багажа действительно стоит взять с собой в дальнюю дорогу, а что выбросить на помойку. Очевидно одно: внесение поправок - это всегда последний акт идеологической драмы, ее финальная точка, но никак не удобно подвернувшийся повод для столь серьезного разговора. И уж без чего здесь никак не обойтись - так это без уважительного отношения к собственному государству и к его базовому документу - "паспорту" под названием Конституция.

Наивно делать вид, что исполнительная власть никак не интересуется тем, что обсуждают политики и политологи за стенами Кремля и Белого дома. Но еще наивнее думать, что у нее нет собственного взгляда на эту проблему. Вот только в условиях жесточайшей террористической войны и помноженной на нее войны информационной (что по сути есть война за власть) строгое соблюдение законности остается решающим источником стабильности в стране. Если уж Путин, как молитву, повторяет, что не собирается вводить ЧП, а президент - последовательно делает все для проведения выборов в срок и по закону, остальным игрокам на политическом поле следовало бы вести себя как минимум корректно. Если они, конечно, хотят еще называть себя "ответственными" политиками.

Как юрист и бюрократ, прошедший через конституционную реформу 93-го года и не понаслышке знающий, как тяжело дался ныне действующий Основной Закон, могу подтвердить; совершенству Конституции предела нет. Можно и дальше "вылизывать" формулы, предлагать новые модели взаимодействия властей, до хрипоты спорить о том, что нужней - подробно прописать в Конституции функции Совета безопасности или ограничение полномочий администрации президента. Но только стоит нарушить хрупкий баланс, поставить под сомнение сам авторитет этого документа - как от государства может не остаться и камня на камне. Все это мы уже проходили в 92-93-м годах. Кончилось тем, что в прежней конституции, перенасыщенной статьями с пометкой "прим" и "дубль", не мог разобраться ни один нормальный юрист. А хасбулатовский Верховный Совет между тем все продолжал и продолжал плодить новые поправки... Вся эта история закончилось небывалым противостоянием ветвей власти и как следствие - трагедией 3 октября. Может, сейчас, "на берегу" гораздо полезней проанализировать, почему в развитие Конституции 93-го года так и не были приняты все базовые законы, а суды до сих пор не могут нормально работать?

Все вышесказанное, конечно, не отменяет необходимости созвать правомочное собрание компетентных и уважаемых людей (экспертов, политиков, чиновников) и на самом деле определиться всего лишь по двум вопросам. Первое - стоит ли сейчас наспех перекраивать документ, к которому только успели привыкнуть все те, для кого он обязан быть и уже является "настольной книгой". И второе - а что действительно нового и идеологически существенного такой пересмотр принесет. Есть ли у неоревизионистов принципиально "новый курс", и чем он будет лучше нынешнего? Только после ответа на эти вопросы можно будет найти и правильную форму организации работы над Конституцией, и пути выработки согласия по этому серьезнейшему для страны вопросу.

Давно известно: юрист-ремесленник может облечь в правовую форму любой социальный заказ. Даже самый коварный замысел можно упаковать в такую обертку, что содержимое уже никого не заинтересует. Юридической технике в "продвинутых" странах мира учат аж со студенческой скамьи. Оттачивая перья будущих нормотворцев, тренируют на заведомых несуразностях. К примеру, могут дать задание составить законопроект "О правах мухи-дрозофилы на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства". Любо-дорого посмотреть, насколько технически грамотный документ умудряются написать иные особо талантливые студенты. Помнится, в самый расцвет российского капитализма один знакомый юрист на потеху коллегам написал целый закон "Об основах олигархической деятельности в Российской Федерации". Неискушенные поверили, что это всерьез. Особенно убедительно выглядела статья "Обязанности олигархов", в которой была только одна строчка: "(Исключена.)"

Однако хороший юрист никогда не бывает просто техником. Ему и по совести, и по делу обязательно надо понимать, к чему приведет его творчество, какой конкретный результат для государства и общества несет за собой тот или иной закон, а тем более - Конституция. Специфика нашей профессии такова, что консерватизм у юристов - в крови. Иначе он не юрист, а околовластная прислуга. Так вот - попробуйте сначала убедить авторитетного правоведа, что во всех наших нынешних бедах виноваты не политики, не чиновники", не милиция, а Конституция страны. Попробуйте доказать, что не каждая смена элит будет сопровождаться переписыванием Основного Закона.

Может быть, вам повезет - и тогда юрист скажет свое веское, профессиональное слово. А в том, что он достойно сделает свое дело, можно не сомневаться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1639
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1021
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
739
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1010

Другие новости