УЧИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ГЕОПОЛИТИК
В июне с.г. Геннадию Андреевичу Зюганову исполнилось 55 лет. Родился он в селе Мымрино, что на Орловщине, в "семье потомственных учителей". Потому, видимо, и считает, что профессия учителя "аккумулирует в себе самое ценное, лучшее, умное, что накоплено человечеством". И добавляет: "Политик сродни учителю".
Сразу после школы Геннадий стал работать учителем. В 62-м поступил на физмат Орловского пединститута, который закончил в 69-м (был перерыв на службу в армии). Учителя Г.А. пророчили ему научное будущее, но молодого человека пригласили в райком партии и предложили иные перспективы. "У каждого человека в жизни бывает своя развилка, - говорит лидер КПРФ. - Я согласился". Дальше началась обычная советская карьера партийного функционера, которая перестала быть рутинной в 90-м (Г.А. тогда занимал пост заместителя заведующего Идеологическим отделом ЦК КПСС). Дело в том, что тов. Зюганов стал публиковать в "Советской России" статейки, самая знаменитая из которых была посвящена Александру Яковлеву и называлась "Архитектор у развалин". Смелые публикации эти, а также прямые призывы к освобождению Горбачева от поста генсека сделали Зюганову громкое имя в кругах антигорбачевской оппозиции.
В июле 91-го Г.А. в соавторстве с Александром Прохановым написал знаменитое "Слово к народу", подписанное такими людьми, как Варенников, Стародубцев, Распутин, Громов, Зыкина... За это будущего лидера российских коммунистов называли даже идеологом ГКЧП (чего он, собственно, и не отрицает, признает в одном интервью, что его "Слово" по идеологии "оказалось очень созвучно обращению к советскому народу, с которым выступили 19 августа члены ГКЧП"). Но в дни путча Зюганова в Москве не оказалось, он отдыхал на Кавказе.
В декабре 92-го (после завершения бездарного процесса Конституционного Суда по "делу КПСС") наш клиент вошел в возглавляемый Валентином Купцовым оргкомитет по созыву восстановительного съезда российской компартии и на съезде был избран председателем ЦИК КПРФ. С подачи пользующегося сегодня дурной славой генерала Макашова.
Отслеживать дальнейшие перипетии партийной жизни Зюганова было бы слишком утомительно. Куда интереснее обратить внимание на то, что по своим психологическим и идеологическим установкам он отнюдь не коммунист (в классически ленинском смысле этого слова) и никак не социал-демократ (как иногда про него говорят), но - отъявленный национал-патриот. Если отвлечься от пропагандистской чуши (неважно, коммунистической или антикоммунистической) и внимательно присмотреться к тому, что говорит и пишет Зюганов (чему он учит), обнаружатся два взаимосвязанных слоя - великодержавность и благо народа.
Великодержавность Зюганова обнаруживается прежде всего в его геополитической концепции (которая наиболее полно изложена в книге "География победы"). Смысл концепции в следующем: в мире всегда существовало противостояние между морскими и континентальными цивилизациями. Сегодня это (разговоры о других цивилизациях лишь замутняют суть дела) противостояние между возглавляемым Америкой мондиалистским (потребительским, хищным, бездуховным, безнравственным, замешанным на еврейском капитале) миром и - потесненной в глубь евразийского континента Россией (цивилизацией самопожертвенной и высокодуховной). Для того чтобы противостоять атлантистам, Россия должна быть великой державой. Чтобы быть великой державой, нужны колоссальные силы и ресурсы. Силы и ресурсы высасывает антинародный ельцинский режим. Значит, этот режим надо заменить на тот, который сможет обеспечить великодержавие. Режим коммунистический. Логично и просто.
Но, разумеется, для того чтобы достигнуть геополитической цели, т.е. сравняться по силе с мондиалистами (разговоры о многополюсном мире в конце концов сводятся к двум полюсам), нужны крепкие тылы. Крепкие тылы возможны только в двух случаях: либо народ ходит на работу под конвоем и получает недорогую пайку, либо он получает несколько более сытную пайку (включающую и квартиру, медицинские услуги и т.д.), но при этом боится потерять работу (на предприятии, обеспечивающем великодержавность), дающую ему эту пайку. Это и есть "благо народа" (второй слой концепции Зюганова) - элементарная сытость, логически вытекающая из геополитических устремлений. А поскольку именно элементарной сытости как раз так не хватает сегодня большинству жителей России, постольку геополитическое теоретизирование и пропагандистская практика диалектически смыкаются: сейчас - голодно, а сытость (благо народа) достигается только состязанием с империалистами.
Очень простая, убедительная, удобная в пропагандистском смысле логика. Можно сказать, истинно сталинская. В первую очередь потому, что центр тяжести перенесен с личности на государство. Смотрим: некое соборное существо по имени Народ (имеющее лишь частичное - через желудок - отношение к каждому конкретному человеческому индивиду) осуществляет свои (конечно, высоконравственные и глубоко идейные, к тому же - научно обоснованные) геополитические интересы через партию, являющуюся его (Народа) разумом, и государство, представляющее собой мышцы Народа.
У Народа есть интересы, которые осознает партия и осуществляет государство. Все это мы уже проходили, все это калька воззрений, которые в более или менее явной форме лежали в основе сталинской системы. Господа, читайте Зюганова: "Сталину не хватило каких-нибудь пяти-семи лет жизни, чтобы сделать свою "идеологическую перестройку" необратимой и обеспечить восстановление необоснованно прерванной российской духовно-государственной традиции". Абсолютно верно, стоит только добавить, что эта "духовно-государственная традиция" идет от традиционной русской общины, в которой воплощалось то, что Маркс называл "азиатским способом производства".
Вообще говоря, это тот способ производства и та идеология, которые были характерны для древнейших рабовладельческих теократий, типа тех, что процветали некогда (скажем, в 26 в. до н.э.) на месопотамской земле. Там тогда было так: все поклоняются местному божеству такого-то города, работают на полях его храма, отдавая ему плоды своего труда, а верховный жрец (он же - царь), прислушиваясь к голосу бога в своей душе, решает, что надо делать - как во внутриполитическом, так и в геополитическом планах. Верные русские сталинцы такого рода божество, шепчущее их генсекам на ухо всякого рода "научные" истины, обычно называют Народом. При современном антинародном (не тео-, а просто демократическом) режиме Народ отстранен от власти (власть формально принадлежит народу с маленькой буквы), поэтому Зюганову остается только теоретизировать и обличать. И это прекрасно. Потому что еще неизвестно, что бы он стал делать с этой властью, а оппозиционеры России очень нужны. Чтобы ее окончательно не обмондиализировали.
Плох мондиализм, отвратителен, гнусен, бесчеловечен (я действительно так думаю), но сталинская азиатчина ни чуточки не лучше. Если бы Г.А. умел мыслить яснее, мог отдавать себе полный отчет в том, чему учит, он бы, может быть, говоря о православной цивилизации, не дошел до таких Геркулесовых столпов утверждения языческой истины. Может быть, даже не стал писать книжек о геополитических интересах божественного Народа, а занялся бы нормальной партийной рутиной. Ведь именно это у него лучше всего получается.
ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ АГИТАТОР
По сравнению со своим лидером Геннадий Николаевич Селезнев куда менее твердый кремень. В геополитических перегибах замечен не был и вообще - как-то не очень склонен к национал-патриотическому философствованию. Да и ни к какому.
Он был рожден в ноябре 46-го в городе Серове Свердловской области. В 64-м окончил ПТУ в Ленинграде и стал работать токарем. В 66-м поступил в Московское высшее пограничное командное училище КГБ СССР, но вскоре был отчислен по состоянию здоровья и пошел по комсомольской линии в Ленинграде. Секретарь комитета комсомола ПТУ, инструктор, завотделом Выборгского райкома, замзавотделом обкома ВЛКСМ. Одновременно заочно учился на факультете журналистики ЛГУ. В 74-м окончил университет и сразу же был назначен заместителем главного редактора (а позже и главным редактором) областной комсомольской газеты "Смена".
В 80-м Селезнева переводят в ЦК ВЛКСМ (пропаганда и агитация) и уже 1.01.81 утверждают главредом "Комсомольской правды". В 88-м нашего героя уже хотели было сделать первым секретарем ЦК ВЛКСМ - блестящая карьера! Но - тут случилось несчастье. Г.Н. допустил политическую ошибку - в его газете вышел материал Елены Лосото о гл. редакторе журнала "Коммунист" Ричарде Косолапове, который, как оказалось, работал в "команде" уже поверженного Горбачевым Гришина. Дурацкая и очень темная история, но в результате будущему спикеру Думы не дали поруководить советской молодежью, а отправили возглавлять "Учительскую газету". Но каков же Селезнев! Как он оказался мстителен: в самый день своего смещения он своими руками отправил в печать интервью опального Ельцина. И оно вышло на следующий день.
Впрочем, в те времена ситуация менялась стремительно. В июле 90-го Г.Н. уже член ЦК КПСС, в феврале 91-го - заместитель главного редактора "Правды". Писали, что Горбачеву, которому в тот момент приходилось отмахиваться, условно говоря, и от левых, и от правых, нужен был человек, который бы как-то нейтрализовал ортодоксально-полозковскую направленность "Правды". А Селезнев уже слыл либералом. Сообщалось также, что после поражения ГКЧП Г.Н. заявил о своем выходе из КПСС, впоследствии он опровергал это. Так или иначе, Г.Н. в августе 91-го стал главным редактором "Правды" и оставался им до октября 93-го. Причем весь этот период газета была одним из самых ярких органов коммунистической оппозиции.
И одновременно Г.Н. проявил себя как бизнесмен. Дело в том, что уже в апреле 92-го "Правда" - это звучит как анекдот - была продана греческому бизнесмену Яннису Янникосу. Впрочем, более забавно эту сделку назвал один юрист: "Типично директорская приватизация с участием иностранцев". Суть ее в том, что за спиной трудового коллектива редакции газеты "Правда" вошла в АО "Правда Интернешнл", созданное Янникосом, который получил 55% акций АО и три места из пяти в совете директоров (президент Яннис Янникос плюс два его сына). Остальные два места заняли Геннадий Селезнев (вице-президент) и Виктор Линник. Ушлый грек заплатил за это 550 тысяч уже пошедших в полный разнос рублей. Судя по подписанному Селезневым и Янникосом конфиденциальному договору, последнего интересовала не коммунистическая идеология, а торговая марка "старейшей русской газеты" и ее архивы.
История эта закончилась гнуснейшими скандалами, судебными разбирательствами и фактической гибелью газеты, основанной, как сказано в Малой советской энциклопедии, "по инициативе передовых петербургских рабочих". Кое-какие подробности этой странной истории можно прочитать в журнале "Секьюрити" (...).
Моралиста не может не мучить вопрос: продавая "Правду", Г.Н. преследовал шкурные интересы или действительно думал, что спасает газету для партии? Но какая разница - в любом случае это был ход, хоть и в духе времени (как раз тогда открылись новые горизонты свободной коммерции), но - какой-то уж очень неразумный. Какая бы ни была газета, а все же прибыль от нее невозможно сравнить с прибылью даже от самой хилой нефтяной скважины или, на худой конец, глиноземного заводика.
Проведший жизнь на идеологическом фронте комсомолец, конечно, не мог знать таких вещей. А подсказать было некому. Поэтому товарищи по партии в конце концов простили его. В декабре 93-го Селезнев был уже избран в парламент. В следующей Думе стал спикером... Сегодня неудачливый красный предприниматель целит уже в губернаторы Московской области. Бедные подмосковные обыватели!
СОВЕТСКИЙ ФЕОДАЛ
В то суровое время, когда номер второй нашего коммунистического списка предавался свободной торговле нетленными партийными ценностями, номер второй заживо гнил в антикоммунистическом застенке. Ибо - в последний момент успел присоединиться к заговору гэкачепистов.
Василий Александрович Стародубцев родился в декабре 1931-го в селе Воловчик Воловского района Липецкой области. Работал прицепщиком, грузчиком, бригадиром, товароведом, навалокрепильщиком на шахте и т.д. В 1964-м стал председателем колхоза имени Ленина в Тульской области, который благодаря усилиям Васи (так уважительно на Тульщине Стародубцева называют многие) сделался передовым. Собственно, секрет успехов В.А. очень прост: в человеке сочетается крепкая крестьянская сметка с умением выпросить у начальства льготы своему предприятию. Именно это сочетание в советское время создавало "крепких хозяйственников": руководителей образцовых производств, орденоносцев, лауреатов, депутатов и проч.
Всем этим и был Стародубцев в советское время. Гордился Звездой Героя Соцтруда, Госпремией. Надо только иметь в виду, что регалии эти нужны были не только сами по себе, но и (может быть, главным образом) для выбивания все новых льгот для хозяйства. Лучшей техники, стройматериалов... В соседних хозяйствах люди завидовали тому, как жили люди у Васи, ведь он радел своим сколько мог. А мог этот советский феодал много. Когда Зюганов говорит о том, как хорошо было все устроено в советское время, он имеет в виду главным образом такие образцовые предприятия, как колхоз имени Ленина, которым руководил В.А., и забывает о нищих колхозах. Действительно, крупным советским феодалам жилось хорошо. И людям под ними - тоже неплохо.
Но каков же был удар для Василия Стародубцева, когда в ходе перестройки эта лафа кончилась. Пришли какие-то новые люди и начали хапать, не считаясь с прошлыми заслугами. Конечно, такой человек, как В.А., мог бы и перестроиться - подружиться с кем надо, заняться каким-нибудь выгодным бизнесом... Но ведь знатному председателю было уже под шестьдесят, и он слишком привык к тому, что его феодальные привилегии обусловлены коммунизмом. Вася ведь до сих пор считает, что Ленин - второй человек на свете после Христа (хотя в Бога не верит). Ну вот и пошел защищать старую, удобную, как домашние тапочки, жизнь в ГКЧП.
Впрочем, он все-таки перестроился после тюрьмы. Об этом говорят скандалы вспыхнувшие во время губернаторских выборов в Тульской области. Дело в том, что, вернувшись после отсидки в свой родной колхоз, В.А. наладил в нем производство спирта. При этом нашел ловкий способ уклонения при его реализации от уплаты акциза. Пойманный за руку, уплатил в казну 129 млрд. рублей. Разумеется, налоговая проверка была инспирирована каким-нибудь Осетровым, желавшим остаться губернатором, а не идти в тюрьму. Но выиграл выборы все-таки Вася, причем в первом же туре.
Конечно, можно предположить, что у В.А. есть какие-то общетеоретические представления о геополитике, об экономике, искусстве и нравственности, но все равно ведь он живет не по ним. Он живет по крестьянской сметке, рептильному чутью, по токам, идущим от земли. И очень жаль, что такой человек лезет в политику, где чутье ему изменяет. Ясно, что он уклоняется от налогов лучше, чем губернаторствует, хотя - не пошел ли он и в губернаторы ради процветания именно своего родного колхоза имени Ленина? И не потому ли Ленин для него второй человек на земле, что Васин колхоз носит имя Ленина?
*══*══*
Что и говорить, головная тройка коммунистов подобрана с большим вкусом и знанием дела. Первый номер - организатор и лидер со склонностью к теоретизированию. Его теории неудобоосуществимы, но дают некоторое обоснование для коммунистических практиков типа Макашова... Второй - коренной говорун-пустослов с как бы коммерческой жилкой. В советское время он дурил головы передовой молодежи, в постсоветское - привел к краху главную газету страны, теперь хочет попробовать свои разрушительные силы в областном масштабе. Третий - от сохи, образцовый хозяин, всегда умевший наладить аграрное производство. Ну и налаживай. Руководи хоть губернией. Нет, он по привычке надеется, что если крутиться в среде центральных политиков, у него лучше получится на периферии.
В общем, вся тройка - люди, обладающие несомненными талантами, каждый в своей сфере, но - почему-то стремящиеся приложить свои силы там, где они совершенно некомпетентны. Уж не в этом ли и заключается триединый корень нового русского коммунизма?