БЕЗРЕЗУЛЬТАТНО закончился очередной, второй раунд российско-американских консультаций по вопросам стратегической стабильности, проходивший в Москве на уровне заместителей внешнеполитических ведомств. По центральному вопросу консультаций и самому главному сейчас для отношений Москвы и Вашингтона - Договору по противоракетной обороне (ПРО) никаких подвижек не произошло. Собственно, это тот минимум, который Россия удерживает, ибо соглашаться на предлагаемые Соединенными Штатами изменения Договора 1972 г., которые фактически приведут к развалу всей системы стратегической стабильности, никак нельзя.
На этот раз переговоры, которые вели замминистра иностранных дел Григорий Берденников и замгоссекретаря Джон Холам, как и предыдущая встреча Георгия Мамедова и Строуба Тэлботта, проходили в обстановке строгой секретности. Как стало известно "НГ", американская делегация вновь пыталась убедить российских дипломатов и военных в том, что намерения США в июне 2000 г. (как раз накануне президентских выборов в России) решить вопрос о развертывании национальной системы противоракетной обороны (НПРО), запрещенной Договором, не угрожает интересам РФ. В то же время Вашингтон уточняет, что готовящееся создание ограниченной НПРО - это лишь первый этап. Развитие системы ПРО страны, автоматически лишающее Россию равных с США возможностей в ядерной сфере, будет продолжаться. Провал ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) в сенате США, естественно, еще больше усиливает опасения России.
Фактически Вашингтон пытается говорить с Москвой в ультимативной форме. Вариантов действий в такой ситуации достаточно мало. Естественно, выходить из переговоров нельзя - это сыграет на руку наиболее радикальным сторонникам взлома Договора по ПРО. Но и разделять ответственность за слом системы стратегической стабильности Москва не будет. Ведь разрешить США создание НПРО - значит полностью развязать им руки и ликвидировать даже саму возможность удара возмездия, что, собственно, служило в течение всей ядерной эпохи фактором, сдерживающим супердержавы от начала глобального конфликта.
Но если все же США пойдут на создание НПРО, то Россия ответит асимметрично, т.е. будет развивать не оборонные, а наступательные системы. Так дешевле. Процесс этот неприятный и для Вашингтона, и для Москвы, ибо это означает новый виток гонки вооружений. Кроме того, потеряют всякий смысл достигнутые договоренности по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (Договоры СНВ-1 и СНВ-2), ракет средней и меньшей дальности. Россия будет вынуждена снять с себя и ограничения на сотрудничество в военной ядерной сфере с другими странами, чего опасаются в США. Причем признаки этого уже есть. Вчера же Москва в соавторстве с Минском и, главное, Пекином внесла на рассмотрение Первого комитета Генассамблеи ООН проект резолюции по вопросу о сохранении и соблюдении Договора по ПРО. Проблема эта окончательно становится не двусторонней, как пытаются представить США, а глобальной.