Владимир Путин - не только жесткий политик, но и умелый стратег - его действия в отношении Чечни отличаются продуманностью и многоходовостью. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
ПРЕМЬЕР Владимир Путин с каждым днем завоевывает в России все больше и больше сторонников. И причина такого роста популярности председателя правительства (его политический рейтинг, по последним социологическим замерам, теперь схож с примаковским, а где-то и превосходит его) уже не в том, что Путин говорит и действует жестко, что приходится по душе уставшему от криминального беспредела, воровства чиновников и бесхозяйственности населению, а в ощущении, что этот премьер, в отличие от предыдущих, знает, что нужно делать для исправления кризисной ситуации в стране, имеет осмысленный план действий. И не боится проявлять самостоятельность, не оглядываясь на президента и его окружение. Поэтому даже полная поддержка Путина со стороны Ельцина, демонстрируемая президентом на каждой встрече с премьером, не снижает рейтинг доверия к последнему со стороны российских граждан. Понимают это и политические противники Кремля - не случайно представители оппозиции заявили, что после выборов в Думу необходимо сформировать коалиционное правительство с Путиным во главе. Причем очевидно, что политический и хозяйственный потенциалы Владимира Путина не раскрыты даже наполовину - из-за того, что львиную долю рабочего времени премьеру приходится расходовать на решение северокавказских проблем, что мешает ему сконцентрироваться на экономике и региональных задачах. А то, что для Путина экономика - не темный лес и главные ее беды ему известны, премьер демонстрировал и на выступлениях в Думе и Совете Федерации, и на встречах с главами субъектов Федерации. Таким образом, если Путину удастся быстро и грамотно решить чеченскую проблему, у него останется время предпринять какие-то неординарные действия в других главных государственных делах - благо, репутация человека, распоряжения которого чиновникам лучше выполнять, для их же пользы, и поддержка населения у премьера будут. А это серьезный задел на пути к успеху на президентских выборах следующего года.
Пока же о качествах премьер-министра можно судить на примере его действий на Северном Кавказе. Первое, что бросается в глаза, - Путин дает обещание и его выполняет. Он пообещал населению очистить Дагестан от ваххабитских отрядов, вторгшихся из Чечни, - войска это сделали быстро и качественно. Путин заявил, что в отличие от чеченской кампании 1994-1996 годов наладит взаимодействие армии и внутренних войск, чтобы в ударном федеральном "кулаке" каждый палец знал, что ему нужно делать, - за последние месяцы не отмечено ни одного серьезного случая несогласованных действий военных и подразделений МВД, которые повлекли бы за собой неоправданные человеческие жертвы. Премьер распорядился создать "санитарный" кордон по реке Терек - сегодня войска закрепляются на этом рубеже, в освобожденных селениях - трети территории Чеченской Республики - создаются подконтрольные Центру местные администрации.
Пытается Путин решить и один из самых сложных вопросов в чеченском деле - вести борьбу не с народом, а с террористами. Это и практика точечных ударов федеральной авиации, и создание условий для жизни перемещенных граждан с их последующим возвращением на "очищенные территории", и работа с мусульманским духовенством в российских регионах, самой Чечне и за рубежом. Тот факт, что Масхадову не удалось заставить верховного муфтия Чечни, ранее лояльного к грозненским властям, объявить джихад против России, говорит о серьезном расколе в стане мятежников. Любопытно, что сегодня в Чечне премьер и правительство умело используют тактику "разделяй и властвуй". Так, Путин неоднократно заявлял, что Аслана Масхадова избрало население республики, пусть и не по российским законам, и значит, в определенном плане с ним можно иметь дело. Если, конечно, Масхадов выдаст укрывающихся на территории республики международных террористов - разумеется, имеются в виду даже не организаторы и исполнители терактов в российских городах (официальный Грозный делает вид, что именно об этом идет речь), а наиболее "знаменитые" полевые командиры, контролирующие значительную часть республики. Сделать это Масхадов физически не может, однако в глазах мирового сообщества новая "чеченская" кампания после предоставления Грозному Путиным своеобразного "мирного плана" выглядит уже не как агрессия и война с народом. Не случайно участники московской конференции стран "восьмерки" единогласно подтвердили решимость своих стран работать вместе в целях защиты людей от терроризма, а Совет Безопасности ООН 19 октября одобрил представленный Россией проект резолюции по совместной борьбе с терроризмом: "Международное сообщество относится к политике российского правительства в отношении Чечни с пониманием", - заявил постпред РФ при ООН Сергей Лавров после этого заседания СБ.
Публично оставляя Масхадову и наиболее трезво мыслящим чеченским политикам шанс на мирное урегулирование, Путин подстраховал себя в плане решения проблемы легитимности чеченских властей воссозданием Госсовета ЧР, сформированного 28 сентября парламентом республики образца 1996 года. Более 600 сторонников этого органа власти уже выехали в Чечню. Им поручено оказание помощи федеральным войскам в налаживании мирной жизни на освобожденных территориях. По некоторым сведениям, сторонники Госсовета уже установили контакты с представителями более 150 чеченских селений.
Решительность Путина проявляется и в его неожиданных поездках в зону боевых конфликтов. Премьер всячески демонстрирует населению и армии, что занимается северо-кавказской проблематикой не время от времени, а контролирует весь ход кампании в Чечне вплоть до мельчайших деталей. Показательной в этом смысле была неожиданная поездка премьера в освобожденное чеченское село Знаменское. По телесюжетам о встрече Путина с жителями села было видно, что, во всяком случае, часть населения республики поддерживает действия российского правительства, ждет от него помощи в решении насущных житейских проблем, а премьер не чурается личных встреч с простыми чеченцами, на которых из первых рук выясняет настроения местного населения и пытается на них воздействовать.
Таким образом, действия главы правительства по разрешению "чеченского" кризиса в целом можно оценить как весьма успешные. Конечно, долговечность этого успеха зависит от многих факторов: длительности самой военной операции, числа жертв среди федеральных войск и мирного населения, темпов налаживания мирной жизни на освобожденных территориях, возможного изменения отношения к действиям российских военных и политиков авторитетных международных организаций и многого другого. Однако четкость и продуманность действий федерального Центра в отношении Чечни в последнее время вселяет надежду и на дальнейшее успешное развитие миссии Путина в отношении этой северо-кавказской республики. Если высшее руководство страны не помешает ему ее завершить в соответствии с собственными планами.