ВОЙНА не только проверяет людей на крепость, но и прежде всего выявляет отношение государства к защитникам отечества. То, что сегодня происходит в Ичкерии, очень похоже на большие маневры с человеческими жертвами. Дело в том, что до сих пор не определено содержание акции, проводимой в непокорной республике, а также статус военнослужащих, участвующих в ней.
Боевые действия в Чечне указом президента # 1155 от 27 сентября названы антитеррористической операцией. Этим же документом дано указание правительству разработать постановления, регламентирующие юридические нормы операций и определяющие социальные гарантии военнослужащим. Однако никаких бумаг из Белого дома пока не поступало. С точки зрения закона, ввод войск в Чечню конституционен. Ичкерия - субъект Федерации, на ее территории могут размещаться силы Минобороны и МВД России, однако никто из государственных мужей еще четко не определил, что происходит в Чечне - война, внутренний вооруженный конфликт либо что-то другое. Контртеррористическая операция - понятие довольно обширное. До сих пор оно применялось в узком толковании - например, освобождение заложников в самолете или здании. Но в войсковой операции действия ведутся против многотысячных отрядов боевиков.
Неопределенность порождает финансовые проблемы. Сейчас офицеры, срочники и контрактники, находящиеся в составе группировки войск на Северном Кавказе, получают только по полуторному окладу в местах постоянной дислокации - в среднем до 2000 рублей. Дополнительно им выплачиваются командировочные в размере, установленном государством для всех госслужащих, - 55 рублей в сутки. Присутствуя при раздаче этих денег на боевых позициях в Лебяжинской отдельной бригаде оперативного назначения внутренних войск МВД, корреспондент "НГ" услышал вопрос: "Это то, чем наше государство платит за войну?" Получили офицеры только по 550 рублей сентябрьских командировочных. А солдаты-срочники вообще не получают командировочные. Двойные суточные, положенные в горячих точках, по всей видимости, никто не собирается платить. Получается, что командировка, например, в Тулу приравнивается к поездке в зону военного конфликта. В ходе этой "прогулки" по Чечне Лебяжинская бригада уже потеряла 5 человек. Беседуя с корреспондентом "НГ", офицеры заявляли: "Нам не надо обещать заоблачные тысячи долларов, пускай нам выплатят положенные тройные оклады содержания за боевые действия".
На фоне безденежья российских военных идут разговоры, что в Чечню уже поступает "компенсация", якобы 1 млн. долл., за уничтоженные федеральной авиацией самолеты на грозненском аэродроме.
Но наши военные - люди с обостренным чувством долга, они готовы выполнять поставленную задачу несмотря ни на какие трудности. На войсковых складах не хватает так необходимых в боевых условиях "разгрузок" - жилетов с множеством карманов для автоматных магазинов, гранат и медикаментов. Государство их не выдает, и большинство офицеров покупает "разгрузки" на свои деньги. Стоит же такой элемент экипировки около 500 рублей, что составляет примерно половину месячного оклада.
Однако не эти трудности пугают военных. Как стало известно корреспонденту "НГ" от высокопоставленных офицеров объединенной группировки, не исключается возможность начала уже на этой неделе переговоров представителей федерального Центра с лидерами боевиков, а значит, передовые подразделения 58-й армии, находящиеся в нескольких километрах от Грозного, так и останутся на своих позициях.
Все ошибки предыдущей кампании будут повторяться вновь.
Между тем все большее влияние на боевые действия будет оказывать погода. В ходе начавшегося второго этапа операции в Чечне передовые подразделения приблизились к Грозному на расстояние от 7 до 13 км. Однако про активизацию боевых действий никто не говорит. Утренние туманы мешают действиям федеральной авиации. Сковывают маневр войск и ранние - с 18 часов - сумерки. Через несколько дней начнутся затяжные дожди и ограничится подвижность сухопутной группировки.
Одновременно на территории, освобожденной от бандитов, активизируются диверсанты. Например, по данным разведки, в Шелковском районе действуют два отряда численностью по пятьдесят человек, замаскированных под местных жителей. Чтобы противодействовать им, командование не только усиливает борьбу с боевиками, но и настраивает подчиненные войска на корректное и доброжелательное отношение к местным жителям.