В связи с решением Центризбиркома корреспондент "НГ" обратился к известным российским политологам со следующими вопросами:
1. Насколько неожиданным для вас были решения Минюста и ЦИК о регистрации организации "Движение "Спас", костяк которой составляют активисты "Русского национального единства" во главе с Александром Баркашовым?
2. Какие политические последствия может иметь такая легализация РНЕ?
Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований
1. Мне представляется, что в решении Минюста зарегистрировать группировку, в которой был в том числе и Баркашов, нет ничего странного. Дело в том, что, как правило, к Баркашову очень трудно придраться с точки зрения закона. На самом деле, баркашовские акции запрещаются властями большей частью с нарушением закона, потому что власти слишком слабы, для того чтобы иметь способность доказать реальное нарушение закона.
Поэтому, я думаю, что баркашовцы очень тщательно с юридической точки зрения подготовили свою регистрацию и им удалось пройти это, а сейчас Центризбирком будет смотреть на реакцию общественного мнения. Если реакция общественного мнения будет абсолютно нейтральной, то не исключено, что они смогут зарегистрировать в том числе и списки этого движения. В том случае, если реакция общественного мнения будет такая яркая, то они придерутся к каким-нибудь мелким вопросам, как это было с ЛДПР, и не зарегистрируют списки объединения "Движение "Спас".
Такая тактика ЦИК свидетельствует на самом деле, с одной стороны, о решимости властей бороться против проникновения криминалитета и политических экстремистов-радикалов во власть, с другой стороны, - о малой способности властей им противостоять, потому что власти не могут делать это строго по закону и вынуждены придираться по мелким вещам, тем самым обессмысливая сам закон. При том, как он сейчас применяется, очевидно, что в нарушении закона может быть обвинен практически любой избирательный список и в этом смысле любой избирательный список может быть отстранен.
2. Я думаю, что политические последствия регистрации объединения баркашовцев будут таковы, что для политического радикализма фашиствующего толка может быть открыто больше пространства в плане публичной политической деятельности, что, конечно, является негативным фактором. Но, к сожалению, Россия тяжело больна, и одним из проявлений этой болезни может стать блок фашиствующих радикальных организаций. Пока, слава Богу, этого не происходит, но необходимо предотвращать возможность этого и предоставлять им как можно меньше пространства для политической деятельности.
Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ
1. Я думаю, что это не моя роль - комментировать решения Минюста и ЦИК. Вероятно, они в подтверждение правоты принятого решения опирались на свое толкование закона. Я не отношусь к числу людей, симпатизирующих Баркашову. Считаю, что он играет неблаговидную роль в русском патриотическом движении, позволяет делать патриотические круги одиозными. Но, с другой стороны, давайте согласимся с тем, что на основании наших личных симпатий или антипатий ни Минюст, ни ЦИК не должны принимать решений.
2. Это несколько скандализирует ситуацию. Я не убежден в том, что желание расколоть патриотический лагерь, развести его по разным квартирам таким образом получает новую пищу для действий, потому что в этот раз, как и на прошлых выборах, объединения патриотической направленности оказались не способны договориться между собой. И часть из них входит в ОВР, часть идет самостоятельно, кто-то вместе с Николаевым, кто-то вместе с Бабуриным. Добавление к этому перечню еще Баркашова явно не в пользу единства патриотических сил.
Георгий САТАРОВ, президент фонда "ИНДЕМ"
1. Честно говоря, мне не понятна даже юридическая подоплека этого дела, поскольку ясно, что это как бы крыша для организаций, которые Минюст не хотел регистрировать. Понятно, что это свидетельство несовершенства нашего законодательства, когда фактически любая экстремистская организация, прикрывшись фиговым листочком, может пробраться на выборы. Ну а дальше - это проблемы общества, избирателей.
2. Во многом это зависит от того, что последует дальше, в том числе от реакции избирателей.
Андрей ФЕДОРОВ, председатель правления Фонда политических исследований
1. Как раз ожидаемо было, на этом и строилась кампания. Давно было известно, что юридических проблем здесь не существует. Это такой же вариант, как с блоком Жириновского, то есть заранее были созданы структуры партии.
2. Пока никаких последствий, поскольку это еще не регистрация. Это регистрация допущения не к самим выборам, а к оформлению участия в выборах. Еще нужно решить вопрос подписей, с залогом, со списком. Пока просто выполнены все юридические нормы, которые требует законодательство. Пока политики никакой еще нет.