НА ДНЯХ стало известно, что супруга столичного градоначальника Елена Батурина зарегистрировалась кандидатом в депутаты Госдумы по одномандатному округу в Калмыкии. Не так давно с предложением к г-же Батуриной пойти на такой шаг обратилось объединение "Отечество - Вся Россия", одним из лидеров которого состоит Юрий Лужков.
До последнего времени супруга московского мэра была известна в основном благодаря своему активному участию в развитии конноспортивного дела. Одновременно Елена Батурина возглавляла фирму "Интеко", занимавшуюся производством товаров народного потребления и технических изделий из пластмассы. Широко известной г-жа Батурина стала в июле 1999 года, когда одна из столичных газет сообщила о том, что правоохранительные органы расследуют дело о незаконном переводе из России за рубеж 140 млн. долл. Через несколько дней после этого из банка, в котором был открыт счет "Интеко", сотрудники ФСБ по Владимирской области изъяли документы, связанные с деятельностью фирмы Батуриной.
Тогда подконтрольные столичному градоначальнику СМИ единодушно оценили создавшуюся скандальную ситуацию как провокацию, направленную на дискредитацию Юрия Лужкова и избирательного блока "Отечество - Вся Россия". Причем надо отметить, что
г-жа Батурина, попав в эпицентр скандала, повела себя довольно неаккуратно, признавшись журналистам, что во время реконструкции стадиона "Лужники" в Москве именно ее фирма осуществляла поставку пластмассовых сидений числом, кажется, около 80 тысяч. После такого признания в столице появилась щитовая реклама с обидным для Лужкова текстом: "Продаются стулья для ЛУЖниКОВ. Спросить Лену".
Несколько позднее Елена Батурина оказалась в центре внимания прессы уже в другом качестве - кандидата в депутаты Госдумы по одномандатному округу. Здесь тоже, по свидетельству прессы, без некоторого взаимонепонимания не обошлось. Так, по сообщению журнала "Профиль", решение Елены Батуриной выдвигаться в одномандатном округе в Калмыкии стало полной неожиданностью для президента этой республики Кирсана Илюмжинова. Проблема для Илюмжинова заключалась в том, что его республика считалась депутатской вотчиной агрария Геннадия Кулика, бывшего первого вице-премьера в правительстве Примакова и большого друга калмыцкого президента. С другой стороны, известны обязательства Илюмжинова, возглавляющего ФИДЕ, перед столичным мэром, который помог организовать чемпионат мира по шахматам в Калмыкии, в частности достроить Дворец шахмат и Олимпийскую деревню.
По информации "Профиля", решение Батуриной Лужков должен был лично объяснить Илюмжинову, однако этого не сделал. Через несколько дней в Элисту приехал брат Батуриной Виктор, который сообщил Илюмжинову, что на следующий день в столицу Калмыкии прибудет г-жа Батурина, и неплохо было бы ее встретить у трапа. Илюмжинов на следующий день приехал в аэропорт, сел в свой самолет и улетел в Москву. По свидетельству того же "Профиля", через некоторое время состоялась встреча Илюмжинова, Кулика и Примакова с целью разрешить конфликтную ситуацию. Вмешательство Примакова не помогло - Лужков отказался отговаривать жену баллотироваться в Калмыкии.
В этой связи корреспондент "НГ" обратился вчера к Сергею Ястржембскому, вице-премьеру правительства Москвы, с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. "Я не вижу ничего, что могло бы помешать Елене Батуриной изменить свое решение. И не просматриваю никакой взаимозависимости между ее решением и отношениями Лужкова с Илюмжиновым. Они никак не изменились", - ответил г-н Ястржембский.