ОФИЦИАЛЬНЫХ заявлениях и документах не раз утверждалось: альтернативы проводимой экономической политике нет. Те же, кто думает иначе, считаются сторонниками возврата к прошлому, ревнителями реставрации хозяйственной системы, существовавшей в СССР. Между тем альтернатива стратегии, реализуемой с 1992 г., была и есть, причем это варианты именно рыночного антикризисного курса.
Один из таких альтернативных вариантов предлагался в монографии "Реформа без шока", подготовленной группой экспертов Высшего экономического совета (ВЭС) при президиуме Верховного Совета России под руководством автора этой статьи. Представляя проект, разработанный накануне старта реформы-92, мы подчеркивали, что он существенно отличается от других программных документов целями, содержанием, приоритетами и методологическим подходом. Главные цели проекта - уменьшить до минимальной ту цену, которую народ вынужден заплатить за реформы, и сформировать условия для развития предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса, то есть того широкого социального слоя деловых граждан России, называемого в последнее время средним классом.
Но есть ли он в России? Конечно, средний класс в России есть, и он достаточно многочислен. Проблема в том, что в нашей стране формируется преимущественно теневой средний класс. Государство само "загоняет" в теневую сферу экономики тех, кто должен составлять основу стабильности общества.
Субъекты теневой экономики образуют своего рода пирамиду. На ее вершине криминальная, уголовная часть - "авторитеты" и их рабочая сила - торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты (грабители и наемные убийцы), сутенеры и проститутки. Здесь же - коррумпированные представители органов власти и управления. По численности все эти лица составляют, по разным оценкам, от 5 до 25% всей пирамиды и обладают значительной силой и влиянием. Это однозначно криминальная, антиобщественная часть сектора экономики.
Среднюю часть пирамиды формируют теневики-хозяйственники (предприниматели, коммерсанты, банкиры, мелкие и средние бизнесмены). Эти люди - мотор экономической деятельности России. Именно они способны выступать в нормальном обществе в качестве основы среднего класса рыночной экономики. Сегодня они вынуждены уходить "в тень" главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при созданных властью "правилах игры" в экономике превышают соответствующие выгоды и доходы. На фоне повального разворовывания бюджета издевательством выглядят призывы "заплатить налоги и спать спокойно". Нельзя не отметить, что по сравнению с началом 90-х годов правоохранительные органы действительно успешнее борются с рэкетом (по крайней мере в самых "беспредельных" его проявлениях). Но до сих пор бандитская "крыша" обеспечивает мелкому и среднему предпринимателю бульшие гарантии, чем государственные органы.
Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного (интеллектуального) труда: к ним могут примыкать мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, до 60% составляют "подарки" и прочие мало прикрытые поборы с предпринимателей и простых граждан. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под действия закона "в тень". Таким образом, речь идет о потенциальных союзниках теневиков второй группы. Всего "пирамида" насчитывает 30 млн. человек экономически активного населения страны, производящих более 50% валового внутреннего продукта России. Деление субъектов теневой экономики на три группы в определенной мере условно, но прагматически необходимо: у представителей выделенных групп наряду с общими интересами есть интересы специфические. Главным специфическим интересом второй группы теневиков-хозяйственников в союзе с третьей группой является превращение их в легальный средний класс - основу стабильности любого общества. Средние и мелкие предприниматели, составляющие экономическую основу среднего класса, непосредственно заинтересованы в развитии внутреннего рынка, подъеме российской экономики и росте материального достатка граждан. Между тем при проводимом экономическом курсе основное бремя фискальной политики ложится именно на них: условия их деятельности становятся все более сложными.
Происходит сужение экономической базы среднего класса. Однако аналитические разработки ученых и статистика свидетельствуют и о наличии в России некоторых точек экономического роста. Задача "людей дела" - объективно оценить сложившуюся ситуацию и, главное, попытаться развить все то перспективное, что в ней есть.
Логично возникает вопрос, что делать с теневым капиталом: экспроприировать или "высветлять"? С подобного рода вопросами история сталкивается не впервые. Накоплен определенный опыт их решения, например, в таких странах, как Перу, Аргентина, Бразилия, Германия, Китай и Польша. Мудрая государственная политика, как показывает история, способна "вывести из тени" предпринимателя и государственного служащего. Конечно, как говорится, "мафия бессмертна" - то есть государство всегда обязано бороться с торговлей наркотиками, оружием, проституцией, рэкетом и прочими видами деятельности организованной преступности. Но если в нормальном обществе мафия паразитирует на "запретных" сферах общественной жизни, то у нас - на всех.
Можно ли решить проблему с помощью одних силовых методов? Разумеется, нет. В свое время практика "военного коммунизма" показала, что изъять капиталы одной грубой силой невозможно: нэп был не только допущением свободного товарооборота, но и легализацией скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составлял не более 25% доходов частника, который моментально активизировался, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более. В результате остатки капитала опять ушли в подполье.
Против легализации части теневиков чаще всего возражают представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся теневая сфера в большей или меньшей степени криминализована. И они совершенно правы - вор должен сидеть в тюрьме. Но для этого государство не должно заставлять своих граждан воровать, ловчить и искать способы обойти закон, как оно делает сейчас. Именно эту проблему и решает предлагаемый подход к проблеме теневиков.
Предполагая приоритет изменения общих условий хозяйствования перед силовыми мерами, мы обязаны совершенствовать законодательство, для того чтобы изменить правовые нормы и экономические механизмы, делающие невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность.
Программа осветления "серой" экономики, кроме того, должна включать в себя разработку действенных мер защиты населения со стороны государства от финансовых мошенничеств, гарантирование защиты сбережений и капиталов, а также самого института частной собственности.
Поддержка малого предпринимательства должна не на словах, а на деле стать приоритетным направлением государственной политики. А для этого абсолютно необходимо, во-первых, разработать и принять комплекс законов и других нормативных актов по поддержке малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.
Во-вторых - упростить и ускорить процедуры выдачи разрешения на открытие собственного дела, минимизировать бюрократические "закорючки" регистрации, облегчить доступ мелких предпринимателей на рынок. Чем меньше у чиновника возможности для поборов, тем реже будет вынужден платить их гражданин. В-третьих - прояснить систему налогообложения мелкого бизнеса и предусмотреть в ее рамках четкие льготы. В-четвертых - задействовать механизмы, обеспечивающие доступ малого бизнеса к кредитам, государственным заказам и информации, создать общероссийскую систему гарантирования и страхования инвестиционных рисков в малое предпринимательство. В-пятых - освободить малый, как, впрочем, и крупный, бизнес от криминальных "крыш". Конкретные меры, необходимые для обеспечения подъема малого бизнеса, уже не раз предлагались специалистами. Дело - за политической волей. Чем ближе "роковой" 2000 год, тем ощутимей в обществе брожение идей о будущем развитии России. Политическим интересом среднего класса является разрушение искусственно созданной политической конструкции, в которой нет места для "середины".
Накопленный нашим обществом интеллектуальный потенциал, помноженный на энергию, предприимчивость и здоровые амбиции нового экономического класса, способен обеспечить прорыв России в цивилизованное общество XXI века.