НАКОНЕЦ-ТО, возможно, скоро в России будет принята военная доктрина (ВД). 29 сентября в Министерстве обороны РФ состоялось расширенное заседание коллегии МО РФ, на которой был рассмотрен проект данного документа. По сообщению представителей военного ведомства, уже в ноябре планируется его обсудить в Совете безопасности и представить на подпись президенту России. Разработчик документа - комиссия во главе с министром обороны Игорем Сергеевым. В минувшую субботу она опубликовала проект ВД в центральном органе Минобороны РФ - газете "Красная звезда" с просьбой к общественности принять участие в его обсуждении.
На первый взгляд эти шаги вполне демократические и своевременные. О необходимости принятия новой военной доктрины политики и руководители страны говорят давно. Предшественник этого документа - "Основные положения военной доктрины Российской Федерации" - был подготовлен келейно и введен указом # 1833 президента РФ Бориса Ельцина 2 ноября 1993 года, в период так называемого вакуума власти.
Основные положения ВД много критиковали, и уже осенью 1996 года на заседании батуринского, позже упраздненного, Совета обороны РФ было принято решение о подготовке нового документа. Проект ВД готовили в Минобороны. Было несколько заявлений военных руководителей о том, как идет его подготовка. Однако четких параметров и основных принципов нового документа общество до недавнего времени не знало. Знакомство с проектом ВД дает представление, что проделана большая предварительная работа. В документе уточнен ряд положений. Так, в проекте ВД говорится, что "ряд потенциальных внешних и внутренних угроз военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, в том числе крупномасштабных, сохраняется, а на ряде направлений усиливается". Это новое положение. Оно контрастирует с тем, что было написано в предшествующем документе, определявшем, что широкомасштабной агрессии против России в ближайшем будущем "не предвидится". Такую постановку вопроса в существующей доктрине в свое время критиковали экс-министр обороны Игорь Родионов и другие высокопоставленные генералы.
Не называя напрямую НАТО, авторы проекта ВД пишут о том, что внешними угрозами для России являются "попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении вопросов международной безопасности... создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущих к нарушению баланса сил... расширение военных блоков и союзов и т.п.". И это тоже звучит убедительно.
Вместе с тем ряд статей проекта ВД вызывает вопросы. Скажем, в документе в главе "Военно-политические основы" имеется раздел, в котором прописаны функции президента, правительства, Минобороны, Генштаба и т.п. по руководству обеспечением военной безопасности. Но ведь эти функции уже прописаны в Конституции РФ, законах России. Зачем повторяться?
В проекте ВД сказано, что "деятельность по обеспечению военной безопасности РФ возглавляет президент". Правительство же "руководит этой деятельностью". Между тем в Конституции РФ определено, что правительство "осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности". Руководить деятельностью оно вправе на основе полномочий, определенных законами и указами президента. Этого уточнения в проекте ВД нет.
Вообще очень странным выглядит тот момент, что документ готовили не политики, а военные. Проект ВД широко не обсуждался, между тем его по Конституции должен подписывать президент страны. Согласится ли он с формулировками, сделанными представителями Минобороны?