Олег Морозов. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
-ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ, расцениваете ли вы столь неожиданно появившийся блок "Единство" как потенциального конкурента ОВР на выборах?
- Для того чтобы это понять, придется сначала попробовать ответить вот на какой вопрос: для чего создан этот блок? Если отбросить подозрения в том, что единственная цель - это "оттащить" голоса у других блоков, то получается довольно странная ситуация. Они заявляют - хотим всерьез изменить облик Госдумы. Но этой задачей обуреваемы все сегодняшние партстроители, и это попросту смешно, если партия или движение идет на выборы и не ставит перед собой такой задачи. Еще одно заявление "Единства" - хотим, мол, чтобы в Думе были достойно представлены региональные интересы и чтобы в ней было больше депутатов с периферии. Так это плагиат чистой воды! Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать пункт номер 1 программы ВР и ОВР. Этот список можно продолжать еще довольно долго. От такого анализа подозрения только усиливаются. Я готов заранее принести извинения и политикам, и губернаторам, которые выстраиваются вокруг блока "Единство", но очень хочется сказать им следующее: вы должны понять, хотите вы того или не хотите, что в результате вы работаете на две взаимоисключающие друг друга силы. Во-первых, на определенные силы в администрации президента, которые просто смертельно не хотят успеха ОВР на выборах. Во-вторых, на КПРФ - вы отбираете голоса у НДР, у ОВР.
- А как вы оцениваете перспективы Сергея Шойгу как политика?
- Иногда мы видим достаточно удачные карьерные взлеты у людей, которые никаким реальным политическим опытом до этого не обладали. Так что проблема здесь в другом. Нет и не видно сколько-нибудь убедительных мотивов, понятных всем, которые бы говорили: "Не было у Сергея Шойгу возможности избежать этого, не было никакого другого варианта поведения, нужно было только возглавлять блок и при этом говорить те вещи, которые произносятся". Абсолютно как у Станиславского: смотрю, вижу прекрасного человека - и не верю, совершенно не верю тому, что он говорит. Тем не менее я не думаю, что Шойгу может стать примитивной марионеткой в чьих-либо руках.
- Как вы считаете, на что рассчитывают "Единство" и его создатели?
- Кто-то из представителей "Единства" недавно сказал, что 10 процентов голосов - это хороший результат, а 5 процентов - удовлетворительный. Да за 10 процентов "ЯБЛОКО" кладет свои буйные политические головы уже сколько лет! И при всей своей репутации никак не может взять эти 10 процентов! Поэтому мне очень трудно сказать, на что рассчитывают создатели блока с точки зрения результата. Если все-таки главный лозунг - это честность, безупречность политического мундира, антикоррупционная составляющая, все то, на чем сейчас пытается сыграть Шойгу, то, как мне кажется, человек с таким имиджем в России уже есть. Это Евгений Примаков, и у него уже очень трудно выбить из-под ног такую платформу. Люди интуитивно чувствуют в нем политика честного, политика, который никогда не воровал и хочет запретить воровать другим.
- Давайте немного сменим тему. Разговоры о том, что из-за ситуации в Чечне и Дагестане может быть введено ЧП, не утихают до сих пор. Как вы считаете, каково будет дальнейшее развитие событий?
- Сейчас в этом смысле сложилась уникальная, на мой взгляд, ситуация. События недавнего прошлого обдуманы и осмыслены, и теперь уже никто не сможет остановить армию в том случае, если начнутся реальные боевые действия. Уже невозможно себе представить обстоятельства, при которых сможет повториться военный и политический позор предыдущей "чеченской кампании". Конечный результат будет достигнут, тем более что сейчас за этим стоит Путин. Он - силовик, он - человек смелый, и он знает эту проблему. Он понимает, что для него как для премьера результат - это прежде всего политические очки. Остался один вопрос - что такое этот пресловутый "результат"? Нам говорят, что это успешная военная кампания, в том числе с использованием сухопутных сил. А что должно быть ее итогом? Много убитых с чеченской стороны и мало убитых с российской? Убитые боевики? А готовы ли мы к тому, что неизбежно будет этому сопутствовать? Кампания еще не развернулась в полную силу, а у нас уже есть почти 200 тысяч беженцев. А возможные террористические акты как ответ на эту кампанию - мы к этому готовы? Власть сейчас стоит перед огромной ответственностью - нужно учесть сотни и тысячи различных факторов и выбрать из них единственно возможный.